МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 10

О дальнейшем обновлении иконографии Мирожской иконы свидетельствует гравюра первой половины XIX в., которая воспроизводилась в дореволюционных изданиях. На ней Довмонт и Мария изображены коленопреклонёнными, в горностаевых мантиях, на головах княжеские короны. Немногочисленные поздние списки с чудотворного образа воспроизводят его иконографию гораздо точнее. Они представлены «жженой по дереву» иконой XIX в., подаренной Киевским митрополитом Платоном (Городецким; 1882–1891 гг.) Церковно-археологическому музею Киевской духовной академии (ныне в Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике), и иконой рубежа XIX и XX вв. в собрании Псковского историко-архитектурного музея-заповедника, повторяющей не только общую композицию сохранившегося Мирожского образа конца XVI в., но и его детали, включая одеяния и атрибуты княжеской четы. Некоторые списки этого времени (например, икона конца XIX в. в частном собрании) исполнены в технике масляной живописи, следуют академической стилистике и включают соответствующие иконографические мотивы (облака под ногами Богоматери, позём в виде пола, выложенного из плит, и т.д.). Мирожская икона (как полагают исследователи, с Довмонтом и Марией) была в росписи компартиментов, примыкающих к приделу Александра Невского в северном крыле храма Христа Спасителя в Москве (1870 гг.). Эта часть декорации храма была исполнена Виктором Доримедонтовичем Фартусовым. Мирожский образ с фигурами князя Довмонта и княгини Марии повторен в росписи восстановленного храма (освящён в 2000 г.). Кроме списков, копировавших иконографию первообраза, с конца XVI в. на основе Мирожской иконы создавались произведения, которые, сохраняя основные свойства и название изначальной композиции, отличались от неё подбором персонажей. Одним из первых примеров этого варианта иконографического типа исследователи называют живописную композицию с Божьей Матерью «Воплощение» и двумя предстоящими Псковскими святыми князьями – Довмонтом и Всеволодом (Гавриилом) Мстиславичем, вставленная в серебряную панагию рубежа XVI и XVII вв. из Спасо-Елеазаровского монастыря (Псковский историко-архитектурный музей-заповедник). В 1675 г. иконописец Федотко Матвеев создал для Никольской церкви села Маслогостицы (ныне Серёдка Псковского района) «образ Пресвятой Владычицы нашея Богородицы… с чудотворныя иконы Мирожския…» с предстоящими Никандром и Ефремом, Псковскими чудотворцами; под именем Ефрем, очевидно, был назван Евфросин Псковский, причём, судя по описанию, исследователи сделали вывод, что на иконе не было изображений Довмонта и Марии. Списки с Мирожской иконы без фигур Довмонта и Марии, но с другими образами создавались и позднее. Таковы икона начала XIX в. в окладе московской работы 1828 г. с Божьей Матерью «Воплощение» под ротондальной сенью на четырёх колоннах и с предстоящими апостолами Петром и Павлом (частное собрание за рубежом; выставлялась на аукционе Auktionshaus Dr. Jürgen Fischer, Хайльбронн, Германия, 3 ноября 2016 г.) и гуслицкая икона конца XIX в. с Ангелом-хранителем, со святой Фёклой и с херувимом и серафимом по сторонам лика Божьей Матери.

 



 
PR-CY.ru