МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ – чудотворный образ, находившийся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (празднование 24 сентября). Исследователи различают образ Божьей Матери, прославившийся истечением слёз в конце XII в., и традиционно отождествляемую с ним более позднюю икону Божьей Матери «Воплощение» с предстоящими Псковскими князем Довмонтом (Тимофеем) и княгиней Марией, получившую название Мирожской иконой, которое перешло на её сохранившийся список. По сообщению митрополита Евгения (Болховитинова), который, как полагают исследователи, использовал данные утраченных ныне летописных памятников и других документов, в 1198 или 1192 г. в Мирожском монастыре произошло чудо от одной из Богородичных икон. В рукописном сборнике XVII в. чудо от Мирожской иконы упомянуто дважды и в первом случае датировано 1192 г., а во втором описано без даты: «Мирожская во Пскове в лето 6700»; «Во Пскове над рекою Мирожею плакал образ Богородицы во обители Спасове». Согласно рукописи 1776 г. Никандровой пустыни, содержащей «Летопись архиепископов Новгородских и Псковских», образ «явился» (т.е. явил чудо) 24 сентября 1192 г., при Новгородском архиепископе Гаврииле, занимавшем владычную кафедру до 1193 г. В 1198 г. Новгородским архиепископом был уже Мартирий (1193–1199 гг.). Та же дата фигурирует в старообрядческих полемических сочинениях первой четверти XVIII в. – «Поморских ответах» и «Керженских, или Диаконовых, ответах» («Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные Нижегородскому епископу Питириму в 1719 г.». Нижней Новгород, 1906 г.). Таким образом, 1192 (или, если учесть сентябрьскую дату, 1191) год как предполагаемая дата явления чудотворного образа более предпочтителен, хотя в краткой статье о Мирожской иконе для сборника «Солнце пресветлое», составленного С.Ф. Моховиковым (1715 г., Научная библиотека МГУ), приводится ещё одна дата чуда – 24 сентября 6770(1261) г., относительно близкая ко времени княжения Довмонта, при котором, как полагают исследователи, был создан образ-протограф сохранившейся Мирожской иконы XVI в. Расхождение исследователи объясняют прочтением буквы «О» в окончании порядкового числительного («в лето 6700-ое») как цифры 70, хотя исследователи не исключают, что именно этот вариант является верным. Плач иконы Пресвятой Богородицы «в Пскове месте Московском, над рекой Мерожей в обетели Всемилостивого Спаса» со ссылкой на Часослов московской печати (под 24 сентября) упоминается и в сборнике «Небо новое», составленном иеромонахом Иоанникием Галятовским (Львов, 1665 г.). Дата чуда, которое толкуется как знак моления Пресвятой Богородицы за людей, здесь не указана («Небо новое, з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица з чудами Своими»). Совпадение дня явления чуда от Мирожской иконы с празднованием в Мирожском монастыре памяти первого игумена обители Авраамия, поставленного, как полагают исследователи, Новгородским владыкой Нифонтом (ум. в 1156 г.), указывает на связь чудотворного образа с деятельностью Авраамия. Таким образом, появление в обители образа Божьей Матери, прославившегося чудесным истечением слёз, исследователи связывают с именем основателя и строителя Спасо-Преображенского собора (1137–1140 гг.) архиепископа Нифонта и относят к начальному периоду истории монастыря, т.е. к середине XII в.

 



 
PR-CY.ru