МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 8

Однако мотив пребывания донатора под ризой Божьей Матери известен исследователям в восточно-христианском искусстве последней трети XIII в. в его латинизированном варианте. Примеры таких изображений Богородицы исследователи встречают в живописи Киликийской Армении, Кипра, а также в византинизирующем искусстве Италии. Поэтому Мирожскую икону исследователи считают образцом проявления новых тенденций, общих для пограничных зон католического и православного мира, к которым относят и Псков. Тем не менее, мотив осенения донаторов (одеяниями, воздетыми руками или крыльями) известен исследователям по памятникам византийского круга XIII–XIV вв. Они свидетельствуют о существовании особой группы византийских и балканских портретных композиций, основанных на теме «убежища» и варьирующих её в зависимости от условий заказа. Исследователи полагают, что с той же темой смиренного моления донаторов, допущенных в спасительное пространство, где пребывают Христос и Богородица, связано отсутствие княжеской шапки на голове Довмонта. Этот атрибут, обязательный для изображений князей в искусстве домонгольской эпохи, с рубежа XIII и XIV столетий перестал появляться в портретных композициях. Мирожская икона является одним из первых примеров новой традиции, которая, как полагают исследователи, отражала изменения в религиозном сознании, не позволявшие правителю находиться с покрытой головой в присутствии Божества. Тема положительного ответа свыше на смиренное моление псковской княжеской четы могла восприниматься не только на личностном, но и на общегородском уровне, т.к. вкладчики предстательствовали за всю управляемую ими землю. Это значение иконографии Мирожской иконы, согласуясь с ролью Довмонта в качестве защитника Пскова от немцев, актуализировалось в XVI в., когда оно нашло продолжение в «Сказании…» об истечении слёз из очей Божьей Матери как о знаке покровительства Пскову. Фраза «Сказания…» «понеже бо Богородица молится со слезами к сыну своему Христу Богу нашему за град и люди живущая в нем» отвечает символике иконографии образа. Исследователи полагают, что и композиция Мирожской иконы, и оформление культа князя Довмонта как покровителя города способствовали становлению почитания Мирожской иконы.

 



 
PR-CY.ru