МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 5

Описание Мирожской иконы содержится в «Сказании…»: «Образ пречистая Богородицы, чистыя голубицы, честнаго ея Воплощения, местная, на злате», т.е. Божья Матерь «Оранта», которую в поздней русской иконографической традиции принято называть «Знамение» (определение иконографии («Воплощение») дано и в списке «Воспоминания о знамении» конца XVII в.; Российская национальная библиотека; в Новое время образ часто называли иконой «Знамение» по аналогии с новгородской святыней). Далее следует уточнение: «На той же бе иконе написан молебным образом на десной стране благоверный князь Домант Псковский, нареченный во святом крещении Тимофей, да тутож на другой стране образа Матери Господня написана молебным образом княгиня Мария, супруга того князя Доманта, дщерь великого князя Александра Ярославича Невскаго». На основании этих сведений утраченную в 1609 г. Мирожскую икону исследователи считают протографом сохранившейся иконы второй половины XVI в., которая с довоенного времени находится в собрании Псковского историко-архитектурного музея-заповедника (по сообщению Ф.А. Каликина, реставрировавшего икону в 1950 гг., она находилась в музее уже в 1936 г.). Документальные сведения о её происхождении отсутствуют, однако этот памятник исследователи уверенно отождествляют с образом, который ещё в 1926 г. находился в Мирожском монастыре и почитался под именем «Мирожская икона Божией Матери» (его размеры составляли 2 аршина × 1 аршин 8 3/4 вершка, или 145×112 см). Исследователи находят примечательным, что в «Сказании...» повторяется ошибка, которая содержится в надписи на сохранившейся иконе, где внучка Александра Невского Мария Димитриевна именуется его дочерью. Икона «Богоматерь Мирожская» из Псковского историко-архитектурного музея-заповедника является списком с чудотворного образа, выполненным, как полагают исследователи, в 1582 г. Существуют сведения о том, что на торцах доски сохранялись отверстия от деревянных гвоздей, очевидно, крепивших накладные шпонки. Эти признаки могли бы указывать на более раннюю датировку основы, но, согласно описанию Ф.А. Каликина, доска Мирожской иконы не имеет признаков древности, в том числе следов накладных шпонок. Исследователи отмечают, что хорошо сохранившаяся живопись по стилю, манере письма и колориту соответствует псковской художественной традиции середины – второй половины XVI в. Икона сохраняла серебряный басменный оклад на полях и фоне, накладные пластины с черневыми (?) именующими надписями и накладные же зарукавья на запястьях Божьей Матери.

 



 
PR-CY.ru