МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

Из него следует, что «Сказание…» было составлено псковским писателем-агиографом Василием, назвавшим себя в тексте «священноиноком» Варлаамием (принял постриг между 1555 и 1559 гг.), при Иване IV Васильевиче Грозном, в короткий период пребывания на кафедре Московского митрополита Афанасия (1564–1566 гг.), т.е., как полагают исследователи, в 1565 г. Приведённая в тексте дата – 1595 г. («Поставлено же бысть и сложено слово сие в лето 7103-го») относится, как полагают исследователи, ко времени составления неизвестным автором «Слова...», которое дополнило «Сказание…». «Сказание…» повествует о чуде от хранившейся в соборе Мирожского монастыря иконы Божьей Матери «Воплощение» с предстоящими князем Довмонтом и княгиней Марией. Без указания даты события текст сообщает о том, что из очей Богородицы истекли слёзы («…из обою оку Пречистую слезы течаху яко струи»), т.к. Она «молится со слезами к Сыну своему Христу Богу нашему за град и люди живущая в нем, чтобы Господь Бог наш не предал нас за многая наша и безчисленная согрешения в руце поганым латином и инем языком нечестивым же и не знающим Бога», которые не поклоняются иконам и не почитают Богородицу и угодников Божьих. Мирожский игумен и братия возвестили о чуде священникам Троицкого собора, князю и посадникам, после чего в обитель отправился крестный ход, и перед иконой был отслужен молебен об избавлении Пскова от нашествия «латынского языка и всех иноверных язык» и от иных бедствий. Затем чудотворный образ перенесли в Троицкий собор и поставили возле южных дверей алтаря. Находясь в главном храме Пскова, он продолжает творить чудеса «даже и до сего дни», подавая исцеления страждущим различными болезнями. В тексте отсутствуют указания, позволяющие исследователям датировать описанные события, однако в нём, как полагают исследователи, отразились реалии того времени, о которых повествует создатель «Сказания…»: Ливонская война (1558–1583 гг.) и полемика с отвергавшими почитание икон и святых лютеранами. Исследователи полагают, что тогда же была составлена служба знамению от Мирожской иконы (начало: «Палата одушевленная Христови едина бысть…»), которая читается в рукописных сборниках, в основном, под 24 сентября, а иногда и под 16 июля, в день памяти знамения от Чисрской иконы Божьей Матери (в ней явственно звучит мысль о защите Пскова от иноплеменников). Существует ещё один, более редкий вариант службы (начало: «Ныне наста день радостен и веселья исполнен…»), приведённый в рукописном сборнике, посвящённом, в основном, Псковским святым и святыням (Российская государственная библиотека). К XVII в. исследователи относят «Воспоминание о знамении» Мирожской иконы, которая читается в том же сборнике. В тексте содержатся сведения о судьбе Мирожской иконы в конце XVI – первой половине XVII вв. После чуда истечения слёз от «местной на злате» иконы Божьей Матери Спасского собора Мирожского монастыря она была перенесена в псковский Троицкий собор и поставлена у южных дверей алтаря. Исследователи полагают, что чудотворный образ находился в соборе в дни осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория (1581–1582 гг.) и выносился крестным ходом к крепостным стенам города. Чудотворная икона оставалась в Троицком соборе вплоть до своей гибели во время пожара 15 мая 1609 г. Опосредованные сведения об утрате иконы содержатся в «Воспоминании…».

 



 
PR-CY.ru