МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 11

Ещё один образ, известный исследователям под названием Мирожского, хранился в новгородском Десятинном монастыре и, по преданию, был обретён «после Литвы» на валу близ обители, где в 1169 г. был отражён приступ суздальцев. Согласно описаниям, это была икона Божьей Матери «Знамение» во весь рост, без предстоящих. Исследователи не исключают, что новгородский образ первоначально не имел отношения к почитаемой псковской святыне и получил название позднее под влиянием списков Мирожской иконы (Георгий Дмитриевич Филимонов называет его просто «иконой «Знамение» в рост»). Тем не менее, с начала XVIII в. в русской иконописи распространяются аналогичные изображения «Богоматери Мирожской» без фигур молящихся святых. Исследователи отмечают, что в основе этой традиции лежит гравюра, иллюстрирующая краткий рассказ о Мирожской иконе в сборнике «Солнце пресветлое» Симеона Фёдоровича Моховикова (1715 г., Научная библиотека МГУ). Эта композиция, созданная мастером, не видевшим точных списков с псковского образа, отличается от него не только отсутствием предстоящих и ангелов, но и другими особенностями: Богородица стоит на облаках, Младенец представлен в медальоне-сиянии, надпись имеет необычную формулировку («Мария Богородица»). Воздействием этого или аналогичных изображений исследователи объясняют распространение «краткого» извода «Богоматери Мирожской» на Богородичных иконах-сводах, характерных для искусства Нового времени. Древнейшим памятником такого типа исследователи называют раму 1722 г., написанную Иваном Дорофеевым для церкви апостолов Петра и Павла на Новой Басманной ул. в Москве (частное собрание. Здесь Мирожская икона представлена с полуфигурами ангелов в медальонах. Кроме того, изображена на многочастной старообрядческой иконе конца XVIII в. со сценами праздников и с образами Богородицы, на иконе «Воскресение с праздниками, месяцесловом и чудотворными иконами Богоматери» конца XVIII в. из церкви Благовещения в селе Юркине (близ современной деревни Спицино Первомайского района Ярославской области) (Ярославский художественный музей, датирована второй половиной – концом XIX в.), на трёх иконах рубежа XVIII и XIX вв. из собрания Феликса Романовича Комарова и с ошибочным наименованием «Овиновская» на иконе первой четверти XIX в. из Благовещенской церкви в Череповце (Череповецкое музейное объединение). Мирожская икона часто изображалась на аналогичных гравюрах XVIII–XIX вв., иногда с указанием дня празднования 24 сентября. Традицию изображения Мирожской иконы без святых и ангелов продолжает крупный образ XVIII в. с надписью, упоминающей о чуде истечения слёз от иконы из псковского Мирожского монастыря (церковное собрание; Москва). Несколько списков с Мирожской иконы создано современными иконописцами. Эти произведения, как правило, довольно точно повторяют композицию образа 1582 г. из Мирожского монастыря в собрании Псковского историко-архитектурного музея-заповедника.



 
PR-CY.ru