МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

По мнению Таисии Викторовны Кругловой и Владимира Дмитриевича Сарабьянова, этим образом могло быть сохранившееся фресковое изображение молящейся Божьей Матери Параклесис (Просительницы, Молебницы), исполненное около 1140 г. при росписи храма. Впрочем, остаётся вероятность того, что чудо 1192 г. было связано с иной иконой, близкой по иконографии к позднейшей Мирожской иконе и представлявшей собой образ Божьей Матери «Оранта» с Младенцем на лоне. Фресковый образ Божьей Матери Параклесис расположен слева от алтарной арки собора Мирожского монастыря и вместе с изображением Христа Елеимона (Милостивого), находящимся напротив, фланкирует алтарь, составляя элемент декорации алтарной преграды. Эта парная композиция представляет собой одно из самых устойчивых диалогических изображений Христа и Божьей Матери, которое с древнейших времён исследователи часто встречают в качестве традиционного обрамления алтаря (входит в состав изобразительной программы алтарной преграды). Иконография парных образов Христа и Божьей Матери в росписи Спасо-Преображенского собора исследователи считают традиционной. Христос представлен в рост, Его правая рука сложена в жесте благословения, в левой – раскрытое Евангелие со славянским текстом: «Приидите ко Мне вси труждающие и обремененные» (Мф. 11:28–29). Фигура Богоматери обращена ко Христу, Её левая рука повёрнута ладонью к груди в жесте сокровенного моления, правой Она держит раскрытый свиток со славянским текстом молитвы в 11 строк. Читаются лишь отдельные буквы и фрагменты слов, но, судя по первому слову текста («ПРIМћ»), а также по некоторым обрывкам слов («МОЛЬБОУ», «ПРОСЬТИ»), исследователи полагают, что здесь была заступническая молитва за мир, с которой Богородица обращается к Сыну. На изображениях Божьей Матери и Спасителя сохранилось большое количество небольших кованых гвоздиков; есть и гвоздевые отверстия, свидетельствующие о том, что в древности они имели накладные украшения из золочёной бронзовой или медной басмы. На образ Христа украшения были прикреплены единожды, а на образе Божьей Матери они много раз перебивались. Исследователи полагают, что в отличие от изображения Христа образ Богородицы пользовался особым почитанием; возможно, его причиной было чудо 1192 г. Со временем образ был предан забвению. Это могло произойти после установки в соборе в XV–XVI вв. высокого иконостаса, заслонившего древнюю фреску. Сведения о почитании какого-либо Богородичного образа из Мирожского монастыря в XIII–XV вв. отсутствуют, однако у исследователей есть основания думать, что к концу XIII в. там появилась икона Божьей Матери, которая в XVI в., при царе Иване IV Васильевиче Грозном, стала одной из самых чтимых святынь Пскова. В этот период было создано два текста о чудотворном образе из Мирожской обители: «Сказание, како и коим образом бысть знамение от образа Матере Господня святыя иконы честнаго его воплощения быша слезы, яко струи течаше из очей ея, в приснословущей обители у Боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иже есть над Мирожею рекою» и «Слово похвално Пресвятыя Владычицы Богородицы и приснодевы Марии, сложено от божественных писаний». На этапы работы над ними и их датировку проливает свет текст, размещённый между «Сказанием…» и «Словом...» в рукописи середины XVIII в. из хранилища Мирожского монастыря (местонахождение исследователям неизвестно).

 



 
PR-CY.ru