МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 6

По мнению исследователей, эти элементы убора были близки по времени живописи. Исследователи полагают, что гравированные венцы относились к более позднему периоду (XVII в.?). Чеканная риза на фигурах Божьей Матери и Младенца датировалась XVIII в. (фото иконы в окладе опубликовано). В сохранившемся произведении исследователи отчётливо видят желание в точности воспроизвести древний образец. Божья Матерь представлена в рост, как Оранта, но Младенец, благословляющий обеими руками, изображён на фоне мафория, а не в медальоне, характерном для русских памятников этой иконографии XII – начала XIII вв. (двусторонняя новгородская икона «Знамение», 1140 гг. (собор Святой Софии в Великом Новгороде); алтарная фреска церкви Спаса на Нередице 1199 г.; двусторонняя икона «Знамение» из собрания Павла Дмитриевича Корина, начало XIII в. (Третьяковская галерея); икона «Ярославская Оранта», около 1224 г. (Третьяковская галерея), и др.). Подобный извод иконографии Божьей Матери «Знамение» получил распространение уже в XIII–XIV вв., причём преимущественно в произведениях пластики. Ориентация на древний оригинал проявляется и в художественных особенностях иконы. Исследователи отмечают, что широкий золотой ассист, украшающий одежды Божьей Матери, несвойствен псковской живописи XVI в., но находит аналогии в псковских иконах XIV в. (например, «Деисус» и «Святой Николай Чудотворец» из псковской церкви святителя Николы от Кожи; Русский музей и Третьяковская галерея). В верхних углах образа представлены обращённые к Божьей Матери полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила с покровенными руками. Справа и слева от Богородицы изображены молящиеся Ей донаторы – Довмонт (Тимофей), княживший в Пскове с 1266 по 1299 гг., и его жена Мария Димитриевна, в иночестве Марфа (ум. в 1317 г.), внучка Александра Невского (об их иконографии см. Довмонт (Тимофей) Псковский; Мария Димитриевна (Марфа)). Фигуры предстоящих сильно уменьшены относительно образа Божьей Матери. Князь облачён в подпоясанную рубаху и плащ-корзно с треугольным полотнищем, закрывающим грудь; голова не покрыта. На Марии полосатый хитон, плат, полностью покрывающий голову, и шуба без рукавов (?) с меховым воротником.

 



 
PR-CY.ru