МИНА - Страница 16

Таким образом, в иконографии Мины средневизантийского периода исследователи выделяют три варианта изображения. С крестом: на фреске церкви Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192 г.); на мозаике собора монастыря Неа-Мони на острове Хиос (1042–1056 гг.); на мозаике монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (около 1316 – 1321 гг.) и др. С крестом и образом Спасителя: на южных бронзовых вратах базилики святого Климента Сан-Марко в Венеции (Porta di San Clemente, Константинополь, около 1110 – 1120 гг.) – крест в правой руке, медальон с образом Христа придерживает покровенной плащом левой рукой; фреска в северо-западной капелле кафоликона монастыря Осиос Лукас (1030 – 1040 гг.) и в церкви Вознесения в Милешеве (около 1234 г.) – крест с образом Христа Мина держит в правой руке, левая перед грудью открыта в молении ладонью вовне. С образом Христа непосредственно на тавлионе – в церкви Свяятой Троицы в монастыре Сопочани (1263–1268 гг.); с образом, нашитым в виде медальона (тавлиона) на плащ, по краю медальона, как и на полах плаща, имитация жемчужной обнизи – в церкви святителя Николая Орфаноса в Фессалонике (около 1320 г.); в церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (около 1320 г.) – на тавлионе, и др. С XIII в. большое распространение получают изображения Мины в воинских доспехах, с мечом и щитом (например, в церкви святых Апостолов в Печской патриархии, около 1290 г.; в монастыре Пантократора в Дечанах, 1348–1350 гг.), что исследователи объясняют общим характером развития византийской живописи и тем значением, которое приобрели к этому времени святые воины. Сцена усекновения главы Мины помимо «Минология» императора Василия II включена в состав изображений «Минология» деспота Димитрия Палеолога (1322–1340 гг., Фессалоника). В настенных минеях эта сцена представлена во фресках нартекса церкви святых Апостолов в Печской патриархии (1561 г.). В поствизантийской живописи продолжали параллельно сосуществовать «мученический» и «воинский» варианты иконографии Мины. В хитоне и плаще (иногда поверх хитона надета рубаха с короткими рукавами, украшенная золотым оплечьем), с крестом в руке Мина представлен в росписях церкви великомученика Георгия Кремиковского монастыря, Болгария (1493 г.), кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне (1546 г.), церкви Успения Пресвятой Богородицы в Каламбаке (XVI в.), церкви Преображения в Климатье (Велцисте; 1568 г.), галереи монастыря святого Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе; 1630 г.); церкви Рождества Христова в Арбанаси, Болгария (1681 г.), а также на иконах – «Христос Великий Архиерей, со святыми» (середина XVI в., монастырь Пантократор на Афоне); «Святые Мина, Викентий, Виктор» (начало XVII в., монастырь Хиландар на Афоне); «Святые Мина, Викентий, Виктор» (середина XVIII в., Музей монастыря Влатадон, Фессалоника), и др. В военных доспехах, с копьём, мечом и щитом он изображён в росписях монастырей Филантропинон (1531/1532 г.) и Дилиу (1543 г.) на острове озера Памвотида (Янина), монастыря Ставроникита на Афоне (1546 г.), церкви святого Димитрия в Иматии (1570 г.), румынских монастырей Молдовица (1532–1537 гг.), Воронец (1547–1550 гг.) и Хурези (1694 г.); на иконе – «Святые Мина, Викентий, Виктор», конец XVI в. (Музей Павла и Александры Канеллопулос, Афины) и др.

 



 
PR-CY.ru