МИНА - Страница 14

В конце иконоборческого периода иконография Мины претерпевает кардинальные изменения. На смену образу молодого мученика-воина (в коптском искусстве эта традиция продолжала существовать ещё длительное время) приходит образ мужа средних лет или старше, с проседью во вьющихся коротких волосах и с короткой же округлой бородой; в его воинских одеждах благодаря тавлиону на плаще подчёркнута принадлежность к византийскому придворному кругу. Однако в данном случае исследователи говорят не о трансформации образа, а, как показала Н.В. Герасименко, скорее, о параллельном и независимом от египетской традиции сложении «константинопольского» варианта иконографии Мины, вызванного общим процессом пересмотра Житий святых и формирования их иконографии после победы иконопочитания. Одно из ранних изображений «константинопольской» традиции представлено на столичной работы резной по слоновой кости иконе-триптихе с Деисусом и святыми (X–XI вв., Музеи Ватикана), где Мина изображён на правой створке в среднем ряду, оплечно, облачён в плащ с тавлионом (парный образ на левой створке – воин великомученик Меркурий). Константинопольское происхождение имеют и две иконы с центральным образом архангела Михаила, находящиеся в сокровищнице базилики Сан-Марко. На обеих образ Мины благодаря композиционному расположению имеет важное значение (святой хорошо узнаваем в «константинопольской» трактовке облика; сохранилась надпись с именем). На иконе конца XI – начала XII вв. с ростовой фигурой архангела Михаила эмалевый медальон с поясным изображением Мины, держащего в руке крест, помещён на верхнем поле в своеобразном трёхфигурном Деисусе и составляет пару медальону с образом апостола Петра. На второй, двухсторонней иконе (первая половина XI в.) с поясным образом архангела Михаила, чеканный медальон с оплечным изображением Мины помещён на обороте, в среднике, в основании креста; в средокрестии и на концах ветвей – образы святителей. О быстром распространении столичного варианта иконографии Мины свидетельствует то, что его изображение охотно включали в роспись каппадокийских храмов (например, в Йыланлы-килисе («Змеиной церкви»), конец IX – первая половина X вв., в Куббели-килисе в долине Соганлы, конец X – начало XI вв., Карабаш-килисе, 1060/1061 г., и многих других). На примере лицевых минейных рукописей, где изображение каждого святого закреплено под соответствующим днем памяти, становится особенно очевидным не только различение двух святых с именем Мина – Мины и мученика Мины Александрийского (Калликелада), но и вырисовываются специфические черты иконографии святого; там же, в минеях, определяется его совместное изображение со священномучеником Викентием Августопольским и мучениками Виктором и Стефанидой Дамасскими, чья память приходится тоже на 11 ноября, но их Жития никак не связаны. Так, в «Минологии» императора Василия II (первая четверть XI в.) представлена сцена мученичества Мины, Виктора, Викентия и Стефаниды; Мина, над которым палач занёс меч, показан средовеком, короткие с проседью волосы кудрявы, недлинная борода имеет округлую форму; он облачён в длинный хитон серо-голубого тона.

 



 
PR-CY.ru