МИНА - Страница 15

Та же характеристика дана святому на миниатюре в «Минологии» из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (1063 г.), где он занимает почётное место в центре, между стоящими фронтально в рост священномучеником Викентием и мучеником Виктором; одежду Мины составляют хитон и скреплённый фибулой на плече плащ с тавлионом (по тому же минейному принципу святые представлены вместе, например, на миниатюрах в минологии «Служебного Евангелия» (третья четверть XI в.) и в греко-грузинской рукописи конца XV в. (Российская национальная библиотека – Мина стоит первым; на листе 54 – оплечное изображение в медальоне среди других наиболее почитаемых мучеников); в росписи храмов, например, в Куббели-килисе в Соганлы (первая половина X в.); в Новых Токалы-килисе в Гёреме (950 или 960 гг.); в церкви Варвары в Соганлы (между 1006 и 1021 гг.); в церкви Георгия Диасорита на острове Наксос (XI в.); в церкви Марторана в Палермо на острове Сицилия (1143 г.); в кафедральном соборе в Монреале (там же, 1180–1190 гг.); в церкви апостола Андрея в Ливади на острове Китира (XIII в.); в церкви Николая Орфаноса в Фессалонике (1309–1319 гг.); в церкви Вознесения монастыря Дечаны (1348–1350 гг.); в церкви Святой Троицы монастыря Козия (Румыния, около 1386 г.) и др. На миниатюре из рукописи монастыря великомученицы Екатерины на Синае представлена специфическая черта иконографии святого, которая станет своеобразным маркером для его изображений в постиконоборческий период: в левой руке Мина держит крест, в центре которого запечатлён оплечный образ Спасителя (вариант этой иконографии – медальон с образом Спасителя на уровне груди святого). Исследователи отмечают, что один из ранних таких примеров можно видеть на кипрской иконе X в. (Китийская митрополия), схема композиции на ней аналогична изображению на миниатюре в «Минологии» из Синайского монастыря с той разницей, что Мина показан держащим перед собой, словно щит, изображение Христа Пантократора. Исследователи полагают, что источником появления образа Иисуса Христа в иконографии Мины стал эпизод посещения святого в темнице Спасителем. Об этом явлении и диалоге Христа с мучеником подробно рассказано в коптской и арабской версиях «Мученичества». Мина за исполнение Божьего повеления получает многие обетования (в том числе об устроении его гробницы, отпущении грехов всех, приходящих к его гробнице с молитвой, о том, что мученическое испытание (битва) будет продолжаться двадцать дней). В варианте иконографии Мины с образом Спасителя использован принятый в византийском искусстве приём сопоставления изображений, когда «функция центрального персонажа “раскрывается” через его соотнесённость с другим, более высоким по статусу». Образ святого на фреске в церкви Николая Каснициса в Кастории (вторая половина XII в.) словно подытоживает иконографию святого, сохраняя в ней наиболее показательные черты изображений ранне- и средневизантийского времени: Мина (поясной образ) показан как орант с воздетыми в молении руками, а на его груди в напоминающем сферу медальоне – Христос Вседержитель; Мина седовласый, с короткими вьющимися волосами и короткой же округлой бородой; так же представлен и в греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека).

 



 
PR-CY.ru