МИНА - Страница 18

Образ Мины часто входит в состав избранных святых, окружающих оплечный образ святителя Николая, например, в среднике иконы «Святитель Николай, с избранными святыми» из Мироносицкой церкви во Владимире (конец XV – XVI в., Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник – в красном хитоне и охристом гиматии); на иконах «Святитель Николай, с деисусом и избранными святыми» (начало XVI в., Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», происходит из церкви Богоматери «Одигитрия» в Ростове; первой половины XVI в., Государственный русский музей – Мина, седовласый старец с короткой бородой, одет в хитон и гиматий, с крестом в руке). Образ Мины в синем хитоне с нашивкой на рукаве, в красном гиматии входит в число предстоящих Спасителю святых, изображённых на боковой двери иконостаса с воинской тематикой («Чудо великомученика Георгия о змие», «Святой Никита, побивающий беса»; начало XVI в.; происходит из церкви святых Мины, Виктора и Викентия в Твери). Особое почитание Мина получил на Русском Севере. Изображения святого в хитоне и гиматии, как мужа зрелого возраста, часто с проседью в волосах и бороде, с крестом в руке сохранились на ряде икон, где он представлен на полях среди других святых. Полуфигура святого с короткой бородой, с проседью в волосах и бороде, с крестом в руке помещена на нижнем поле иконы «Положение Ризы Богоматери, с деисусом и избранными святыми» из Христорождественского собора в Каргополе (первая половина XVI в., Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник); на нижнем поле иконы «Богоматерь Одигитрия, с избранными святыми» из церкви Спаса на Валушках в Каргополе (вторая четверть XVI в.), «Богоматерь Одигитрия, со Святой Троицей и избранными святыми» из Леонтиевской церкви в Вологде (вторая четверть – середина XVI в.) – везде в зелёном хитоне и красном плаще (или тёмно-розовом). Среди святых воинов и князей Мина – седовласый старец с короткой, кудрявой бородой, всклокоченными волосами; изображён в рост в полном воинском облачении, с копьём, мечом, луком и щитом на вологодской иконе-двухряднице из Входо-Иерусалимской церкви Каргополя (конец XVI – XVII вв., Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Среди святых воинов – на створке складня XVII в. с образом преподобного Александра Свирского в среднике (Музей икон, Рекклингхаузен). Как воин, с копьём и щитом, представлен в росписях собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г., мастер Дионисий с сыновьями), на юго-западном столбе Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (1564 г.), в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске (конец XVI в.), на южной грани северо-восточного столба собора Смоленского Новодевичьего монастыря в Москве (конец XVI в.), на северо-восточном столбе Успенского собора Московского Кремля (1642–1643 гг.), в церкви Воскресения в Ростове (1670–1680 гг.), в Троицком соборе Ипатиевского монастыря в Костроме (1684 г.; вместе с мучеником Саввой Стратилатом) и др. Со второй половины XVI в. в русском искусстве бытуют житийные иконы Мины. Одна из них, «Великомученик Мина в житии» (вторая половина XVI в., Череповецкое музейное объединение) происходит из Воскресенского Горицкого монастыря. Клейма: 1. Принесение мощей в отечество; 2, 3. Чудо о спасении задушенного купца; 4, 5. Чудо о Евтропии, обещавшем поставить блюдо в церковь Мины; 6. Чудо о спасении от воина женщины по имени София; 7. Чудо об исцелении хромого и немого; 8. Чудо о самарянке Афракии, спасённой от смерти и обращённой в веру; 9. Чудо об обращении эллина; 10, 11. Чудо о еврее и христианине; 12. Чудо о богатом эллине и бедной вдовице; 13. Чудо об обещанных верблюдах; 14. Чудо о пожертвованных дровах; 15. Чудо об исцелении бесноватого; 16. Чудо об укравшем вепря.

 



 
PR-CY.ru