МИНА - Страница 12

Однако в «Энкомии» упоминается и другое чудо, положившее начало будущей прославленной гробницы святого: верблюды, перевозившие святые мощи Мины, отказались двигаться дальше, что стало знаком свыше для указания места его упокоения. Здесь Афанасий соорудил гробницу и на этом месте оставил первую икону святого, а другую такую же, освятив на мощах, взял с собой. Благодаря узнаваемости изображения атрибуция образа Мины с двумя склонившимися перед ним верблюдами не представляет для исследователей затруднений, в том числе при отсутствии подписи (на ампулах нередко по сторонам нимба святого есть надпись); из ближайших ранних иконографических аналогий – образ пророка Даниила во рве львином. Одним из ранних примеров композиции Мины с парой верблюдов у его ног исследователи считают рельеф V в. из Греко-римского музея в Александрии, на котором фигуры представлены на гладком фоне. О скульптурном изображении Мины при его гробнице упоминает арабский географ, составивший в XI в. описание комплекса Абу-Мина: «С одной из сторон церкви (во имя Мины) огромное мраморное надгробие с двумя верблюдами, над ними возвышается статуя человека, ноги которого опираются на верблюдов». Существует другой тип этой композиции, в деталях которой подчёркнута соотнесённость её с паломническим центром Абу-Мина. Так, например, на упомянутой резной по слоновой кости иконе второй половины VII в. (Городская коллекция прикладного искусства. Кастелло-Сфорцеско, Милан) Мина показан на фоне кивория, к которому примыкают два симметричных объёма, увенчанных куполами, с крестами на них; в проёме каждого, между завес, висит лампада, нижняя часть закрыта ажурной решёткой; у ног святого – верблюды, являющиеся здесь элементами сакральной топографии, поскольку, остановившись в пути, они указали место упокоения мощей Мины; на верхнем поле – надпись с именем святого. Так же на фоне кивория с завесами, дополненного архитектурными деталями, но без верблюдов Мина представлен на резной по слоновой кости пластине VII в. (Музей Средневековья, Париж). Под сенью архитектурного кивория, с верблюдами у ног Мина изображён на рельефе из Музея истории искусств в Вене (между VI и VII вв.); в привычную иконографию привнесены расположенные слева и справа от фигуры святого меньшего масштаба фигурки двух мужчин в длиннополых одеждах, очевидно, паломников; внутренняя поверхность плаща Мины декорирована многочисленными небольшими крестами. Под киворием фигура святого с верблюдами у его ног представлена и на пиксиде VI в. (Британский музей, Лондон); это изображение является центральной частью рельефной композиции на сосуде, включающей также сцену мученичества святого. Мину-оранту предстоят по сторонам кивория фигуры молящихся ему мужчины в одежде военного, как и у святого, и трёх женщин. Самая ранняя из известных исследователям сцена мученичества включает изображения вынесения приговора римским префектом и казни: воин одной рукой схватил Мину (поставлен на колено, руки связаны за спиной, обнажён, на бёдрах повязка) за волосы, а другой занёс над ним меч, рядом – слетающий с небес ангел с покровенными руками, готовый принять душу мученика.

 



 
PR-CY.ru