МИНА - Страница 13

На ампулах в композициях с Миной-орантом и преклонившимися верблюдами симметричные изображения равноконечных крестов по сторонам головы святого. Эти кресты могут представлять собой, по мнению исследователей, вариант сокращённого обозначения архитектуры места паломничества (например, ампулы VII в., Исторический музей). На тулове традиционных ампул помещали также оглавное изображение святого в профиль – в его характеристике сохраняются черты молодого безбородого человека с короткими, подчёркнуто кудрявыми волосами. Статус Мины-воина определил его изображение в паре с другим наиболее почитаемым святым воином великомучеником Георгием Победоносцем. Мина-орант с верблюдами у ног и конный великомученик Георгий Победоносец, поражающий змея, представлены на двух половинках бронзового медальона, найденного в могильнике Лучистое (с инвентарём первой половины VII в.). Такой медальон, диаметром около 2 см, мог быть в том числе путевой иконкой. В ранний период на ампулах также помещали образ Мины-воина на коне, при этом он принципиально отличался от традиционного изображения конного воина тем, что у святого сохранялось молитвенное положение рук в жесте орации. После арабского завоевания изображение Мины-воина на коне получило распространение у коптов, в том числе благодаря описанию посмертных чудес, в которых святой является в виде вооружённого конника. Так он представлен на миниатюре в коптской рукописи IX в. (?). Всадником, в развевающемся плаще с копьём, направленным остриём вниз, и щитом, Мана изображён на листовой миниатюре в нубийской рукописи IX–X вв. Над головой святого изображены три венца, что является, как полагают исследователям, отражением эпизода из коптского «Энкомия», в котором святому были обещаны три венца: за девство, аскезу и мученичество; внизу изображена неидентифицированная фигура мужчины, который прикасается к копыту коня. Так же (с тремя венцами) Мина-воин на коне представлен и на фреске VII–VIII вв. в египетском монастыре Бауит: первый венец святому вручает слетающий к нему ангел, второй – уже украшает его голову, третий венец Мина держит в руке. В коптских росписях храмов Египта сохранились самые ранние фресковые изображения Мины, датируемые в границах VII–IX вв. (Бауит, Абу-Гирге, Келлии, Тебтинис). В освящённой во имя Мины церкви (бывший храм Рамсеса II) в древнем комплексе Мединет-Абу в Луксоре между VII и VIII вв. был создан ансамбль, включающий цикл изображений святого, связанный с его чудесами. В северо-восточном углу храма вместе с сохранившимися фрагментами надписей на греческом языке c именем Мины представлены четыре сцены, на которых святой показан молодым, безбородым человеком с рыжеватыми короткими волосами; на нём средней длины подпоясанная туника и плащ. Цикл открывается изображением Мины-оранта, слева и справа от фигуры святого – разной высоты постройки. Далее следует сцена с изображением «чуда об обещанных верблюдах» (изложение чуда по коптской рукописи): Мина обращён к мужчине, держащему за поводья пару верблюдов; за ней – конный образ святого с воздетой левой рукой. Затем (как следует из надписи) – сцена воскрешения убитого паломника – Мина прикасается к плечу воскрешенного, словно предъявляя его как свидетельство злодеяния стоящему тут же, справа, убийце. Завершают цикл фигуры, определяемые по надписи как Елисавета и её дочь, очевидно, ктиторы храма (в частности, его росписи).

 



 
PR-CY.ru