ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 10

Всё объясняется с помощью сверхъестественного чуда для насильственного поддержания единства верующих, оформляемого в жёстких догматических положениях; на первый план выходило внешнее подчинение, при котором верующий терял своё высшее достоинство – разум и свободу. Исторический метод лишён подобных недостатков: критичный, основывающийся на принципах «всеобщей связности», «аналогии» и «корреляции», удовлетворяющий всем критериям исторической научности. Э. Трёльч утверждал, что исторический метод не приведёт к упразднению представления о предельности христианства. Гегелевский подход вёл Э. Трёльча к мысли, что совершенство не утеряно в грехопадении, а обретается в финальной гармонии духовного и естественного порядка человеческой личности. Исторический подход Э. Трёльча был направлен на демонстрацию позитивных возможностей христианства в будущем. Христианство сможет выжить, если на смену традиционной его форме придёт «свободное христианство», заменяющее «церковно-авторитарную связь внутренней связью, свободно и индивидуально развивающейся на почве общего традиционного духа, и превратит старую христианскую основную идею чудесного исцеления смертельно поражённого грехом человечества в идею спасительного возвышения и освобождения личности через достижение у Бога высшей личной жизни». Для Э. Трёльча это не означало растворения христианства в культуре: истинное христианство как «пророчески-христианский персонализм», «имманентный теизм», «радикальный иррационализм» и «принципиальный дуализм» всегда остаётся в оппозиции к господствующему духу времени с его «утилитаризмом», «родовым сознанием», «натурализмом», «релятивизмом» и «пессимизмом»; христианская этика, «допускающая обретение личности только в Боге и потому обращающая индивидуальную мораль в этику самоосвящения для Бога… противоречит с земной гуманностью». Христианская этика, понятая диалектически, есть «самопроявление Бога, действующего в человеческих сущих». В историческом Иисусе человечество опознало своё высшее осуществление, действующее в единении с Богом. Не чудеса и утверждение Его трансцендентности, а сила любви и Его личность позволяли в те далёкие века и позволяют сейчас связывать Его имя с высшим выражением спасения и одновременно «с определённостью убеждают нас в знании Бога». Утверждение Мартина Лютера о внутренней самодостоверности веры находит у Э. Трёльча яркое выражение. Несмотря на то что «вера в Бога... во всех формах является по своей сути тождественной», т.е. христианский религиозный опыт сущностно не уникален, само христианство, утверждал Э. Трёльч, непревосходимо, поскольку только «в нём господствует идея личности одновременно с идеей абсолютных истин и ценностей». При этом община верующих и культ представляются Э. Трёльчу необходимыми, ибо без них религия обречена на превращение в «умирающую». Э. Трёльч настаивал на историчности действия Духа, на необходимости использования научных методов, одновременно подчёркивая, что само христианство не сводимо ни к науке, ни к этике, и что «христианство погибло бы, если бы действительно совпадало с философской системой».

 



 
PR-CY.ru