ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 5

Немецкая либеральная теология XIX в. была наследницей многих духовных движений. В Германии XVIII в. помимо традиционного богословия было заметно влияние неологии, представители которой, оставаясь в рамках христианства, стремились придать ему новый импульс. Опираясь на идеи позднего Просвещения, Иоганн Фридрих Вильгельм Иерузалем, Иоганн-Иоахим Шпальдинг, Иоганн Заломо Землер, А.Ф. Зак, сводили христианское учение к нескольким положениям: к вере в Бога и Его провиденциальное попечение, бессмертие души и будущее блаженство, обретаемое в результате нравственной жизни. Целью их библейского критицизма было нахождение «истинного учения» Христа. Изучение Библии привело неологов к выводу, что она является результатом естественного исторического процесса, не подразумевающего особого божественного вмешательства. Если неологи сосредоточили внимание на вопросе доктринальном, то представители пиетизма Николай Людвиг фон Цинцендорф, Иоганн Каспар Лафатер, Иоганн Генрих Юнг-Штиллинг, Иоганн Оберлин интересовались, в первую очередь, вопросом практическим – внутренним религиозным возрождением человека, имеющим следствием высоконравственную и благочестивую деятельность. Личное благочестие, не всегда реализуемое в традиционных церковных формах, признавалось пиетистами определяющим для христианства, в свете чего все доктринальные формулировки и различия считались малосущественными. Трансцендентальная философия Иммануила Канта предстаёт, с одной стороны, задавшей проблематику либеральной теологии, а с другой – системой, проблемы и тупики которой она пыталась преодолеть, оставаясь внутри кантовской парадигмы. «Коперниканский переворот» И. Канта имел следствием упразднение традиционной метафизики и утверждение научного (в том числе богословского) знания, рождающегося «от человека».

 



 
PR-CY.ru