ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 8

И.А. Дорнер утверждал, что этические законы являются высшим способом присутствия Бога в мире: «Бог соучаствует в жизни творения на основании и посредством божественной этической неизменности». При этом И.А. Дорнер выходил за рамки установок Г.В.Ф. Гегеля, признавая первичность веры для богословия, и утверждал, что сознание греховности является более важным основанием для веры, нежели философское рассуждение. Мыслителем, обладавшим в XIX в. наибольшим влиянием в протестантизме, был Альбрехт Ричль. Основной задачей богословия он считал создание всеохватной, тесно сплетённой системы «Бог-мир», в которой подобающее ей высокое место занимала бы человеческая личность. А. Ричль стремился преодолеть кантовский дуализм: непознаваемая вещь-в-себе превращалась у него в причину её качественного воздействия, что подразумевало и определённое знание человеком самих вещей. И Бог, воздействовавший на людей в откровении Иисуса Христа, уже не является совершенно иным, но становится в Своих качествах открытым для нас. Ключевым стало различение А. Ричлем в книге «Христианское учение об оправдании и примирении» теоретических суждений науки и ценностных суждений веры (в последних «определяющими являются нравственные ценности»). Метафизическая сущность Бога не может быть познана теоретически, наука выходит за свои пределы, когда пытается доказать «ценности Христа». Однако воздействие Его личности на историю может быть зафиксировано и подтверждено исторически в качестве «ценностных суждений» в жизни христианской общины. Важнейшей задачей становилось историческое исследование личности Иисуса Христа и её воздействия на самосознание верующих, на первохристианскую общину. Это исследование, по А. Ричлю, вело бы к пониманию того, что Бог есть любовь, а христианство способствовало бы осознанию богосыновства и братства людей. В основе подхода А. Ричля лежало неразрывное единство двух принципов – религиозного и этического, которые позитивно согласовывались с движением мировой истории. Царство Божье становилось идеей «объединения человечества, насколько возможно широкого и тесного, совершающегося через взаимное нравственное действие его членов, как действия, превышающего все исключительно природные и частные соображения». По сути, представление А. Ричля «практически совпадало с кантовским царством необходимости». Одним из выдающихся представителей либеральной теологии был ученик А. Ричля Адольф фон Гарнак. Развивая идеи своего учителя, он полагал, что основой христианства является исторически реконструируемая личность Иисуса, и возлагал надежды на историко-критический метод, призванный открыть «первоначальное Евангелие Иисуса». А. фон Гарнак стремился представить «истинную сущность христианства», т.е. нечто «простое и ясное», доступное и находящее отклик в душе каждого человека. Вслед за Ф.Д.Э. Шлейермахером он отказывает разуму в качестве последнего судьи в богословии, не подрывая его значимости в других областях. Свидетельством человеческого богосыновства для А. фон Гарнака было осуществляющееся в социальной практике единение Бога и мира.

 



 
PR-CY.ru