ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ (от лат. «liber», «liberalis» – «свободный», «ничем не связанный», «достойный свободного человека») – направление в протестантском богословии конца XIX – ХХ вв., в основе которого лежат антропоцентризм, главенство непосредственного религиозного опыта, отказ от необходимой связи богословия с догматическими определениями и жизнью церкви. Широкое распространение либеральная теология получила в Германии и США, её идеи были также восприняты представителями движения социального евангелизма в Европе (Леонард Рагаз, Г. Куттер) и в Америке (Уолтер Раушенбуш, Шейлер Мэтьюс). Менее существенное влияние либеральная теология имела во Франции (Луи-Огюст Сабатье) и в Швейцарии (Алоис Эммануэль Бидерман). Некоторые современные исследователи вписывают либеральную теологию в более широкую «либерально-богословскую традицию», имевшую место на протяжении всей истории христианства (мученик Иустин Философ, Ориген, Иоанн Скот Эриугена, Пётр Абеляр, Бенедикт Спиноза, Джон Локк, Кембриджские платоники, деисты (см. ст. Деизм)). Понимая либеральную теологию в узком смысле, в её историческом развитии исследователи выделяют следующие этапы: 1) формирование (с 1790 гг. по 1840 гг.); 2) распространение (с 1850 по 1880 гг.); 3) расцвет (с 1890 гг. до начала Первой мировой войны); 4) упадок и растворение в других богословских направлениях (после Первой мировой войны до начала XXI в.). Несмотря на то, что к 1920 гг. доверие к либеральной теологии было подорвано, её интуиции и подходы были восприняты в XX в. представителями некоторых других богословско-философских направлений: неолиберализма (Райнхольд Нибур, Пауль Тиллих) и постлиберализма (Джордж Линдбек), «совершеннолетия мира» (Дитрих Бонхёффер, Уильям Гамильтон, Томас Альтицер), радикальной ортодоксии (Джон Милбанк), феминистской теологии (Элизабет Шюсслер Фьоренца, Розмари Радфорд Рютер), теологий процесса и освобождения. Начавшиеся издания полных критических собраний сочинений Фридриха Даниэля Эрнста Шлейермахера (с 1984 г.) и Эрнста Трёльча (с 1998 г.) способствовали возрождению интереса к либеральной теологии. Её идеи особо востребованы в процессах межрелигиозного и межкультурного диалога, выводящих на первый план социально-культурный аспект христианства.

 



 
PR-CY.ru