ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 15

Представители либеральной теологии отказались от идеи первородного греха и Божественного Суда, поставив на место спасающего Бога обладающее средствами для достижения Царства Божия человечество. Представители либеральной теологии мало интересовались церковью, её традицией, мистической жизнью, таинствами и литургической деятельностью. В их лице богословие перестало быть богословием церкви. Они были философами, историками и филологами, библейскими критиками и часто искренне верующими людьми, но не богословами. Был потерян собственный предмет богословия, богословский метод, функционирующий внутри церкви и для её нужд. Работая каждый в своей области, они забывали о полноте, и то, что должно было оставаться частными воззрениями, проясняющими христианское откровение, представителями либеральной теологии расширялось до размеров всеохватной и единственной сущности христианства. То, что не укладывалось в рамки либерального подхода, либо отбрасывалось, либо подвергалось редукционистской или расширительной интерпретации. Представители либеральной теологии призывали к свободной критике всех догматов, однако забывали о догматизме самого разума. Потеря церковности, попытка строительства богословской системы «от человека» и представление об имманентности Бога миру вели к необходимости внешней верификации духовного опыта и имели следствием признание более высокого статуса культуры по отношению к богословию. Именование либеральной теологии «культур-протестантизмом» лишь частично передаёт суть этого движения, поскольку определяющим в нём было не подчинение богословия культуре, а стремление продемонстрировать жизненность христианства в новых культурных условиях. «Однако ошибкой этой теологии было не то, что она снисходила к современному человеку, а то, что она на этом уровне и осталась». Своей деятельностью представители либеральной теологии продемонстрировали губительность и опасность построения богословия в отрыве от церкви и церковной практики, а также невозможность построения христианского богословия исходя из человека. В России идеи либеральной теологии были подвергнуты резкой критике протоиереем Сергеем Николаевичем Булгаковым, который считал религиозный имманентизм, пантеизм и человекобожие главными столпами новоявленной «профессорской религии», категорически неприемлемыми для православного богословия. Обсуждаемым вопросом в современной науке исследователи называют соотнесение взглядов представителей либеральной теологии со взглядами основателей Реформации. Фундаментальные протестантские положения (только вера, только благодать, только Иисус Христос и человек как неискоренимый грешник) были переосмыслены таким образом, что в них становились трудноразличимыми изначальные идеи протестантизма. При всей ограниченности либеральной теологии в ней присутствовали и позитивные моменты: критическо-филологическое исследование и историческая контекстуализация Библии; открытость новому духовному опыту, внимание к историческим аспектам христологии и к меняющемуся контексту существования христиан; утверждение тесной связи божественного и земного; высокая оценка роли разума в христианстве и стремление проложить срединный путь между религиозным вдохновением и интеллектуализмом; призыв к переустройству мира на христианских началах братства и любви.



 
PR-CY.ru