ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 3

Либеральная теология не была школой со строго определённым набором положений. Её представителей объединял широкий комплекс богословских, социально-культурных, исторических идей, вследствие чего по некоторым вопросам их взгляды могли принципиально не совпадать. Однако исследователи выделяют основной каркас интуиций и положений, вокруг которых вращалась мысль либеральных богословов. 1. Христианство понималось как высшая религия, в которой Боговоплощение в Иисусе Христе представляет предельное и недоступное в опыте других религий божественное откровение о мире и человеке. Обеспокоенные возможностью выживания христианства в будущем, представители либеральной теологии хотели его конструктивно реформировать, представить в соответствующем духу эпохи виде. Черпая вдохновение в радикальном опыте Реформации с её недоверием к церковной традиции, переносом внимания на Божественное всемогущество и отдельного человека, либеральные богословы полагали, что решают актуальные вопросы в соответствии с истинным христианским учением. 2. Принималось положение о том, что человек «по природе религиозен», т.е. обладает религиозностью априори, в силу которого может обнаружить непосредственное касание божественного. Внутренний опыт, чувство, интуиция стали определяющими моментами, вовлекающими в свою орбиту богословские построения. Либеральная теология была антропоцентрична, т.к. стремилась выстраивать богословие «от человека», в идеале – «от каждого человека». Высшим нормативным критерием становился человек в единстве его социокультурных взаимосвязей. 3. На первый план выдвигалось положение о богосыновстве человечества и о Боге Отце, милостиво взирающем на Свое творение. Богосыновство подразумевало континуальность отношения между человеком и Богом и имманентность Бога миру. Следствием становилось представление об освящении природного миропорядка и человеческой деятельности, о том, что Царство Божье уже осуществляется на земле. Современная эпоха признавалась в качестве высшей, в которой человек осознаёт стоящие перед ним духовные задачи и обладает всеми средствами для достижения Царства Божия. 4. Открытость новому опыту и новым исследовательским подходам; признание высшей компетенции разума в деле построения богословской доктрины – разума автономного, критичного, опирающегося на внутренний опыт человека, а не на внешний авторитет церкви, Священного Писания, традиции и призванного к открытию новых аспектов христианских истин и существования. Представители либеральной теологии были рационалистичными: признавая первичным интуитивный опыт, они полагали, что в опоре на этот опыт у разума нет пределов в понимании отношения между человеком и Богом.

 



 
PR-CY.ru