КЛАРК Джеймс Фриман - Страница 9

Сочинение вышло под названием «Десять великих религий» («Ten Great Religions»); первый том, опубликованный в 1871 г., имел подзаголовок «Эссе из области сравнительного богословия» («An Essay in Comparative Theology»); второй том был издан в 1883 г. с подзаголовком «Сравнение всех религий» («A Comparison of All Religions»). Общие методологические основания сравнения религий были заимствованы Дж.Ф. Кларком, главным образом, из работ выдающегося филолога, религиоведа и ориенталиста Фридриха Макса Мюллера (1823–1900 гг.), однако у Дж.Ф. Кларка они приобрели выраженный конфессиональный характер. В первом томе Дж.Ф. Кларк излагал и подвергал философской интерпретации основное вероучительное содержание десяти выделенных им «великих религий»: конфуцианства, брахманизма (у Дж.Ф. Кларка это синоним индуизма в целом), буддизма, зороастризма, древнегреческой религии, германской и скандинавской языческой религии, раввинистического иудаизма, ислама, христианства (приведены в порядке их рассмотрения Дж.Ф. Кларком). Анализ каждой из религий завершается её сопоставлением с христианством; при этом для обозначения всех нехристианских религий Дж.Ф. Кларк использовал общий термин «этнические религии» («ethnic religions»), а для обозначения христианства – термин «католическая (т.е. всеобщая) религия» («catholic religion»). Поясняя смысл этого разделения, Дж.Ф. Кларк отмечал, что «если все религии являются недостаточными, поскольку они владеют одними истинами, но не знают других истин, то христианство обладает всей истиной; если все религии являются застывшими в своём развитии, то христианство является прогрессирующим». Дж.Ф. Кларк отвергал распространённое среди христианских богословов мнение, что все нехристианские религии суть человеческие измышления, чуждые истине; этому мнению он противопоставлял представление о религиозной эволюции человечества. По словам Дж.Ф. Кларка, в истории религий внимательный исследователь может выявить тайное действие Промысла, постепенно возвышавшего человеческий ум от частных и односторонних религиозных истин к открываемой ему в христианстве полноте, или «плероме», религиозной истины, в которую в преображённом виде входит всё положительное содержание прочих религий. Во втором томе Дж.Ф. Кларк сопоставлял содержание религий по важнейшим темам религиозной мысли: учение о Боге, учение о душе, учение о происхождении мира, учение о богопочитании и богообщении, этическое учение и эсхатология. Внутри каждой из тем он выделял основные категории, используемые в религиях для их раскрытия, и демонстрировал, что категории христианства являются наиболее универсальными и в силу этого наиболее совершенными. Метафизическая полнота христианства, согласно Дж.Ф. Кларку, зримо явлена в образе Иисуса Христа как основателя этой религии: «В свидетельствах о жизни и учении Иисуса мы наблюдаем единство тех элементов, которые обычно оказываются у людей разделёнными: Он соединил любовь к Богу с любовью к человеку, смелость с рассудительностью, полную свободу от внешних форм с уважением к стоящей за этими формами сущности, ненависть к греху с любовью к грешнику».

 



 
PR-CY.ru