КЛАРК Джеймс Фриман

КЛАРК Джеймс Фриман (1810–1888 гг.) – американский протестантский проповедник, религиозный писатель, теолог, общественный деятель; приверженец унитарианства. Джеймс Фриман Кларк родился в семье Сэмюэла Кларка и Ребекки Халл; его детство прошло в городе Ньютон близ Бостона. Наибольшее влияние на Дж.Ф. Кларка в ранний период жизни оказал дед, Джеймс Фриман Кларк, унитарианский проповедник в церкви Кингс-Чапел в Бостоне. Благодаря связям деда Дж.Ф. Кларк смог поступить в престижную Бостонскую латинскую школу, а после её окончания, в 1825 г., – в Гарвардский университет. В 1829 г. Дж.Ф. Кларк успешно окончил общий курс в Гарвард-колледже, получив превосходное классическое образование, и продолжил обучение в тесно связанной с Гарвардским университетом, однако формально являвшейся в то время независимым внеденоминационным учебным заведением Богословской школе Кеймбриджа (ныне Гарвардская богословская школа в составе Гарвардского университета). Во время обучения в Гарвардском университете Дж.Ф. Кларк активно занимался самообразованием в университетской библиотеке, обладавшей уникальным по полноте собранием древней и современной литературы; здесь он познакомился с популярными в те годы в США сочинениями представителей английского и немецкого романтизма, а также с трудами многих видных представителей новоевропейской философии. Наибольшее влияние на формирование его религиозного и философского мировоззрения оказали произведения поэта и литературного критика Сэмюэла Тейлора Колриджа (1772–1834 гг.), британского писателя и историка Томаса Карлейля (1795–1881 гг.), немецкого поэта и мыслителя Иоганна Вольфганга Гёте (1749–1832 гг.), философов Джона Локка (1632–1704 гг.), Иоганна Готлиба  Фихте (1762–1814 гг.), Иммануила Канта (1724–1804 гг.). В результате изучения трудов И.Г. Фихте, И. Канта и С.Т. Колриджа у Дж.Ф. Кларка сложилось либерально-романтическое представление о природе религиозной веры, которому он оставался верен на протяжении всей жизни. Формулируя свои взгляды в одном из писем, Дж.Ф. Кларк отмечал: «Вера – это не убеждённость в разного рода положениях или догмах, но чувство истины («sense of truth»), которое может быть более сильным или более слабым. Всякая вера по своему существу есть вера в Бога, поскольку Бог есть источник всякой истины, центр духовного мира». Литературные и философские интересы способствовали сближению Дж.Ф. Кларка в начале 1830 гг. со многими известными представителями американских интеллектуальных кругов. Доверительные и дружеские отношения сложились у него с Маргарет Фуллер (1810–1850 гг.), популярной писательницей и публицисткой феминистских убеждений, сторонницей американского трансцендентализма. В 1832 г. Дж.Ф. Кларк познакомился с неформальным лидером американских философов-трансценденталистов, унитарианским пастором Ральфом Уолдо Эмерсоном (1803–1882 гг.), который в этот период подвергался критике со стороны религиозных традиционалистов за призывы к отказу от религиозного почитания Иисуса Христа и возвращению к «естественной» религии единого Бога, явленного людям в природе. Хотя Дж.Ф. Кларк не разделял наиболее радикальных религиозных идей Р.У. Эмерсона, он с уважением и одобрением отзывался о его философских взглядах. Дж.Ф. Кларк фактически принял трансцендентализм как личное философское мировоззрение, которое, однако, в его случае дополнялось значительно большим, чем у философов-трансценденталистов, вниманием к традиционному содержанию христианского вероучения.

 



 
PR-CY.ru