КЛАРК Джеймс Фриман - Страница 5

В первоначальном варианте «Книги служения» её последования нет, однако оно было добавлено в переработанном и дополненном издании, опубликованном Дж.Ф. Кларком в 1852 г. под заглавием «Книга богослужения» («Book of Worship»). В комментарии Дж.Ф. Кларк отмечал, что Вечерю Господню предпочтительнее совершать воскресным вечером как отдельное собрание. Последование Вечери Господней в основных частях соответствует разработанной Дж.Ф. Кларком общей структуре молитвенных собраний, однако содержит псалмы, новозаветные чтения и гимны, связанные с тематикой спасения, совершённого Иисусом Христом. В последовании есть сокращённая и видоизмененная анафора (из традиционных частей сохранены вступительный диалог, Sanctus, institutio; все прочие части сведены в одну евхаристическую молитву пастора, читаемую перед вступительным диалогом); после установительных слов пастор произносит импровизированную молитву, и затем происходит раздача хлеба и вина присутствующим. В составленной Дж.Ф. Кларком евхаристической молитве пастора содержится принимаемое им объяснение смысла Евхаристии: «Пусть наши умы будут напитаны знанием об Иисусе Христе; пусть Его деяния и Его страдания, Его жизнь и Его смерть, Его святая добродетель и Его божественное терпение, Его Тело и Его Кровь войдут в нас и станут частью нашей жизни. Пусть чаша благословения, благословляемая нами, станет для нас приобщением к Крови Христовой, а хлеб, который мы преломляем, пусть станет приобщением к Телу Христову. Пусть и мы сами также станем Телом Христовым и членами этого Тела по отношению друг к другу. Пусть мы, будучи многими, через приобщение этому единому хлебу станем единым хлебом и единым телом». Таким образом, Дж.Ф. Кларк понимал Вечерю Господню как воспоминание о жизни и страданиях Иисуса Христа и как выражение единства членов общины с Иисусом Христом и друг с другом; он признавал реальное соединение верующих со Христом в Евхаристии, но отрицал преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Помимо этого в «Книге богослужения» Дж.Ф. Кларк добавил к прежним последованиям чин крещения взрослых, чин бракосочетания и заимствованные из богослужебного сборника унитарианской церкви Кингс-Чапел молитвы на разные случаи. Дж.Ф. Кларк также составил сборник гимнов для общего пения на молитвенных собраниях, изданный под названием «Книга гимнов учеников» («The Disciples' Hymn Book». 1844 г.); многие гимны были заимствованы из схожих по содержанию сборников, создававшихся в XVII–XIX вв. приверженцами англиканства и методизма. Учреждение Дж.Ф. Кларком Церкви учеников было положительно воспринято многими либерально настроенными жителями Бостона; в 1840 гг. число членов общины Дж.Ф. Кларка росло и в некоторые годы оно достигало 500 человек. Дж.Ф. Кларк пользовался уважением среди других протестантских пасторов Бостона, как унитарианских, так и придерживавшихся более ортодоксальных течений протестантизма; активно участвовал в практике обмена кафедрами с другими проповедниками, что способствовало популяризации в Бостоне его идей. Один из случаев такого обмена стал источником раскола в общине Дж.Ф. Кларка: в 1845 г. он предоставил свою кафедру унитарианскому пастору Теодору Паркеру (1810–1860 гг.), проповедь которого вызвала возмущение нескольких десятков членов общины, отделившихся от неё.

 



 
PR-CY.ru