КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) - Страница 8

Ветхозаветные прообразы Крещения Господня христианские экзегеты видели, прежде всего, в библейском рассказе о чудесном избавлении Ноя и его семейства от вод потопа (Быт. 6:9–18). По словам Григория Чудотворца, Господь Иисус Христос в Крещении Господнем явился «новым Ноем и Создателем Ноевым и благим Кормчим терпящей крушение природы». Очевидно, на это сопоставление повлияли как крещальная интерпретация потопа в тексте Нового Завета (1 Петр. 3:20–21), так и схожая образность (голубь над водами потопа и схождение Святого Духа в виде голубя). Ориген отмечал: «Потому и Дух сошёл в виде голубя, ибо где примирение с Богом, там и голубь, как в случае с Ноевым ковчегом». Иоанн Златоуст представляет развитие этой темы: «Поэтому и голубица не с масличною ветвью является, но указывает нам на Освободителя от всех зол и подаёт благие надежды. Не одного только человека выводит она из ковчега, но всю вселенную возводит на небо и вместо масличной ветви приносит усыновление всему роду человеческому». Соответственно образ голубя в других книгах Ветхого Завета также становится указанием на Крещение Господне. По мнению Феодорита Кирского, слова из «Книги Песни Песней Соломона»: «Глаза его – как голуби при потоках вод» (Песн. 5:12) – «…напоминают нам о сошедшем на Него голубе на Иордане». Образ голубки из Песн. 2:14 также говорит о Крещении Господнем. Принесение в жертву всесожжения «чистой и незлобивой голубицы» в Ветхом Завете, считает Кирилл Иерусалимский, также предызображает сошествие Духа Святого в Крещении Господнем. Прообразовательное значение в связи с Крещением Господнем в святоотеческой экзегезе придаётся Иисусу Навину. Так, Феодорит Кирский видит в переходе израильтян под руководством праведного Иисуса Навина через Иордан указание на крещение Самого Христа в водах Иордана. Иисус Навин, начав править народом от Иордана, прообразует Христа, Который также начал проповедовать народу Евангелие после Своего крещения в Иордане. Как Иисус Навин «провёл народ израильский чрез Иордан из пустыни в землю обетованную, так и Спаситель наш провёл нас чрез святое и спасительное крещение из пустыни неведения и идолослужения в горний Иерусалим». Среди других прообразов Крещения Господня исследователи выделяют слова Ис. 35:1–2: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и... они увидят славу Господа, величие Бога нашего», которые, по мнению Евсевия Кесарийского, предсказывают приход Спасителя на крещение в пустыню Иордана. Тертуллиан, находя прообраз Крещения Господня в горьких водах, подслащёенных брошенным в них пророком Моисеем древом (Исх. 15:23–25), считал, что этим древом «был Христос, превративший Собою нездоровые жилы прежде отравленной и горькой природы в полезнейшие воды крещения». Рассказ о железном топоре, который был поднят чудесным образом со дна Иордана пророком Елисеем, бросившим в его воды дерево (4 Цар. 6:5–7), символически указывает на спасение падшего Адама, чей грех «был смыт водой святого крещения нашим Господом, когда Он принял крещение в Иордане». В обращённых к Иуде пророческих словах его отца Иакова «Он... моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое» (Быт. 49:11), как считают многие отцы, одежда символизирует плоть Христову, которая была омыта в водах Иордана. Подобным образом снятие ангелом Господним запятнанных одежд с первосвященника Иисуса и облечение его в светлые одежды (Зах. 3:1–6) указывают на очищение «нашей рабской плоти» в Крещении Господнем. Стих Пс. 28:3: «Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими», – возвещает, по мнению святых отцов, о том, как Господь во время Своего Крещения освятил воды Иордана. Также слова из Пс. 113. 5 «Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?» рассматриваются уже достаточно рано как пророчество о Крещении Господнем.

 



 
PR-CY.ru