КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) - Страница 6

В «Завещании 12 патриархов» обетование третьему сыну Иакова Левию содержит близкое к евангельскому рассказу о Крещении Господнем пророчество о новом священнике, который будет поставлен от Господа вершить суд правды на земле. Его явление будет сопровождаться величественными событиями: «Небеса разверзнутся, и из храма славы снизойдёт на него святость вместе с отеческим гласом, как от Авраама и Исаака. И изольётся на него слава Всевышнего, и дух понимания и освящения почиет на нём [в воде]». Слова о воде обычно рассматриваются в качестве христианской интерполяции. Завещание четвёртого сына Иуды также содержит весьма близкую аллюзию на Крещение Господне в пророчестве о пришествии Мессии: «И разверзнутся над ним небеса, дабы излить дух благословения Святого Отца». Образность этого предсказания восходит к библейской пророческой литературе (ср.: Ис. 11:2; 61:11; Иоил. 3:1). Отдалённое указание на Крещение Господне исследователи видят в словах из завещания десятого сына Асира, содержащих предсказание о пришествии Всевышнего, Который посетит землю и «сокрушит главу змия в воде» (cр.: Пс. 73:13). В христианской части апокрифа «Сивиллины книги» (около 150 г. н.э.), включающей так называемый гимн Христу (II–III вв. н.э.), описание Крещения Господня содержит поэтическую аллюзию на погружение в воды Иордана: «…Воскрес Он во второй раз во плоти, когда он омывался водой Иордана… избегнув огня, Он увидел Духа, сходящего на белых крыльях голубя». В другой отсылке к Крещению Господнему не используется нормативный глагол для обозначения крещения в смысле погружения, но говорится об «омовении»: «Несчастная, ты не смогла узнать своего Бога, Который омылся в потоке Иордановом и на Кого Дух опустился как голубь». Упоминание о крещении как о «погружении» исследователи встречают в словах ритуальной молитвы позднего происхождения (II в. н.э.), которая также содержит одну из древнейших аллюзий на явление в Крещении Господнем огня: «Как Отец породил тебя как Слово, так и я послал птицу – слово, вестника быстрого слов, окропляя чистыми водами твоё крещение – из огня которого ты явился…». Тема явления света или огня в Крещении Господнем в дальнейшем подробно раскрывается в богословии ранней церкви. В другом месте исследователи впервые встречают выражение «просвещение» для обозначения Крещения Господня: Христос пришёл к творению, «просвещая водою», при этом Он называется «дарующим радость света для тех, кто были призваны к двенадцати источникам» (очевидно, речь о 12 апостолах).

 



 
PR-CY.ru