КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) - Страница 4

Исследователи полагают, что этот эпизод призван обосновать проблему необходимости принятия крещения Тому, Кто не имел греха, тем более что, как подчёркивается в Евангелии от Матфея, прерогатива очищать от грехов принадлежит только Христу (Мф. 1:21; 26:28). Представление о правде как о реализации в этом мире Божественного Промысла становится одним из центральных понятий Евангелия от Матфея (Mф. 5:6, 10; 6:33; 21:32), а тема богосыновства связывается у Матфея с послушанием божественной воле (Мф. 4:1–11; 26:39; 27:43). Матфей – единственный из евангелистов, кто говорит о сошествии именно «Духа Божия» (Мф. 3:16; в Мк. 1:10 говорится просто о Духе; в Лк. 3:22 – о Духе Святом). Только у Матфея божественный глас с неба предстаёт как обращение к Иисусу в третьем лице: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3:17). В других Евангелиях эти слова носят форму личного обращения, чей адресат представлен во втором лице: «Ты Сын Мой возлюбленный» (Мк. 1:11; Лк. 3:22). Эта же усыновительная фраза присутствует в рассказе о Преображении Господнем (Мф. 17:5; ср.: 2 Петр. 1:17). В отличие от Евангелия от Луки в описании сцены Крещения Господня у Матфея нет указаний, что другие её участники, а не только Иисус или Иоанн Креститель могли слышать голос с неба. В Евангелии от Иоанна Крещение Господне представлено как повествование от лица Иоанна Предтечи об уже происшедшем и известном событии. Его речь содержит краткие отсылки к Крещению Господню, при этом воспоминание о событии несёт в себе элементы его толкования. Согласно Евангелию от Иоанна, основная цель Крещения Господня состояла в том, чтобы явить Иисуса Христа народу Израилеву (Ин. 1:31). Только в этом Евангелии говорится, что сошедший с неба Святой Дух в виде голубя пребывал (или покоился) на Спасителе (Ин. 1:32). Крещение Господне имело особенное отношение к узнаванию Иоанном Крестителем Спасителя на основании полученного в личном откровении обетования о пришествии Его, «крестящего Духом Святым» (Ин. 1: 33). Соответственно исповедание Иисуса Христа Сыном Божьим, т.е. провозглашение Его богосыновства, в отличие от других евангельских свидетельств происходит не посредством гласа с небес, но через слова Иоанна Крестителя (Ин. 1:34). В «Синайском кодексе» IV в. и в некоторых рукописях «Vetus latina» свидетельство Иоанна Крестителя «Сей есть Сын Божий» передано как «Сей есть избранник (лат. electus) Божий». Термин «избранник» отсылает к пророчеству Ис. 42:1 в переводе Септуагинты (LXX). Евангелист Иоанн также отождествляет Иисуса Христа с «Агнцем Божьим, Который берёт на Себя грех мира» (1:29), напрямую увязывая основное содержание крещения Иоаннова во оставление грехов с личностью Спасителя. Синоптические Евангелия не сообщают о совершении крещения Самим Спасителем, только евангелист Иоанн приводит уникальное свидетельство существования крещальной практики Иисуса Христа и Его учеников параллельно со служением Иоанна Предтечи и его последователей (Ин. 3:22–23, 26). Свидетельство того, что Спаситель с учениками практиковали крещение, представляет тем самым переходное звено от Крещения Господня к церковному таинству. Однако Ин. 4:2 парадоксальным образом отрицает, что Иисус крестил лично, и сообщает, что крестили лишь Его ученики (поскольку христианское крещение, дарующее Святого Духа, получает силу и действенность только после Крестной смерти Спасителя).

 



 
PR-CY.ru