КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) – один из главных праздников православной церкви (6 января, в ХХ–XIX вв. – 19 января нового стиля), посвящённый воспоминанию одного из центральных событий новозаветной истории – Крещению Иисуса Христа Иоанном Предтечей. Согласно евангельскому повествованию, в возрасте около 30 лет Иисус Христос пришёл к Иоанну Предтече, который проповедовал и крестил народ в реке Иордан. Приняв крещение от Иоанна Предтечи, Иисус Христос вышел из вод реки, и в этот момент произошло Богоявление – был глас с небес, объявивший Иисуса Христа Сыном Божьим, после чего на Спасителя сошёл Святой Дух в виде голубя, указав тем самым на обещанного избранному народу Мессию (Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22; Ин. 1:29–34). После крещения Иисус Христос, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню. Таким образом, в рассказах евангелистов Крещение Господне предстаёт двучастным событием, включающим собственно крещение, совершённое Иоанном Предтечей, и Богоявление, и сошествие Святого Духа на Иисуса Христа после Его выхода из вод реки Иордан. При этом во всех четырёх Евангелиях рассказ о проповеди Иоанна Предтечи служит предысторией описания Крещения Господня, а между Иоанновым крещением и последовавшей за ним теофанией (глас с небес и сошествие Святого Духа в виде голубя) проводится чёткое различие. Одну из основных богословско-экзегетических сложностей в рассказе о Крещении Господнем представляет сам факт принятия безгрешным Спасителем Иоаннова крещения, которое совершалось «для прощения грехов» (Mф. 3:13–15; Mк. 1:4; Лк. 3:3). Но именно этот неудобный для понимания момент является для библейских исследователей одним из признаков историчности евангельского рассказа. Сошествие Святого Духа в виде голубя рассматривается евангелистами как знак посвящения (помазания) Мессии, а Крещение Господне в целом знаменует начало публичного служения Иисуса как Мессии и становится отправной точкой изложения Его благой вести (см. также наиболее ранние формулы евангельской керигмы – Деян. 1:22; 10:37–38). Отражённое в описании события участие всех трёх Лиц Пресвятой Троицы стало одним из исходных моментов формирования христологии и триадологии в богословии ранней церкви. Каждый из евангелистов по-разному освещает историю Крещения Господня, акцентируя внимание на отдельных подробностях. В Евангелии от Марка рассказ о Крещении Господнем помещён в самом начале повествования о служении Спасителя (Мк. 1:9–11), поскольку для евангелиста Марка важно сконцентрировать внимание читателя на чудесном пришествии к людям мессианского Царя – Сына Божия. В Мк. 1:4 говорится, что Иоанн Креститель проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов», но дальше к этой теме евангелист не обращается (Мк. 1:9–10). Многие исследователи считают греческое слово, обозначающее «Он был крещён» аналогом арамейского глагола (Мк. 1:9), который в непереходном значении переводится как «погружаться, окунаться в воду».

 



 
PR-CY.ru