КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) - Страница 25

Крест напоминает, что с момента Крещения Господня начинается общественное служение Спасителя, конечная цель которого – искупление крестным страданием грехов человеческого рода. Об этом говорится в тропаре седьмой песни канона предпразднства: «Мертвость Божественную знаменительне образующее, погружением в воде трикратным в Крещении Христу совостаем, тридневному востанию приобщающеся». Помимо двух учеников Иоанна Крестителя в композицию включается и множество крещаемых – раздевающихся на берегу, прыгающих в воду, плавающих, как, например, на мозаике собора монастыря Неа-Мони на острове Хиос (1042–1056 гг.). В палеологовскую эпоху выработанные раньше элементы иконографии Крещения Господня сохранялись, иногда видоизменяясь. Например, олицетворение Иордана могло изображаться в виде небольшой фигурки в воде, рядом с которой помещали персонификацию моря – женскую фигуру в раковине или верхом на рыбе (в качестве иллюстрации вышеупомянутого 113-го псалма: «...Море виде и побеже...»), – на мозаике церкви Паммакаристос (Фетхие-джами) в Константинополе (после 1315 г.); на фреске кафоликона монастыря Протат на Афоне (начало XIV в.). Раньше эти образы исследователи встречали в иллюстрациях Псалтирей, например, Хлудовской (Исторический музей, около середины IX в.). Крест на колонне, стоящей в воде Иордана, со временем уступил место Голгофскому кресту, что яснее указывало на связь Крещения Господня с крестной смертью Спасителя, например, на иконе из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (XIII в.). На фреске церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (около 1320 г.), Христос представлен стоящим в водах Иордана на перекрещенных досках, из-под которых выползают змеи. Это изображение корреспондирует с иконографией «Сошествия во ад», где Спаситель попирает сокрушённые врата ада, показанные аналогичным образом. Змей в воде – иллюстрация текста Пс. 123: «...Ты стерл еси главы змиев в воде, ты сокрушил еси главу змиеву»; в песнопениях праздника Крещения многократно повторяется: «Змиев главы сокрушити Христос спеша, ныне грядет водами» (тропарь пятой песни канона предпразднства). Таким образом, событие Крещения Господня напрямую связывается с Воскресением и со спасением человечества от смерти. В некоторые композиции Крещения Господня включаются эпизоды проповеди Иоанна Крестителя народу (кафоликон монастыря Протат на Афоне), изображаются множество мужей и жён с младенцами, которые пришли на Иордан креститься от святого Иоанна, а также ангелы в небесах, отворяющие райские двери (фреска церкви Богоматери Перивлепты в Мистре, третья четверть XIV в.). Русская иконография Крещения Господня лежит в русле византийской традиции – фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (между 1136 и 1156 гг.), церковь Спаса на Нередице (1199 г.). На иконах XIV–XVI вв. закрепились палеологовские композиционные схемы.



 
PR-CY.ru