КОНФИРМАЦИЯ - Страница 10

Литургические книги каролингской эпохи содержат, в основном, чинопоследования конфирмации, основанные на «Ordo Romanus» XI (иногда дефектные, как, например, «Ordo Romanus». XXVIII). Епископ (понтифик) в консигнатории лично возлагает руки с молитвой на конфирмируемых (Ordo Romanus, около 780 г., Южная Франция). Помазание совершается с чтением тринитарной формулы «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» или формулы «Знамение Христа в жизнь вечную» («Signum Christi in vitam aeternam»). Правило 27 второго Шалонского собора 813 г. подтвердило неповторяемость конфирмации, подобно крещению. Участие в конфирации в качестве восприемника создавало духовное родство, препятствовавшее браку и налагавшее другие ограничения. Правило 54 Парижского собора 829 г. отметило, что те, кто проходят публичное покаяние, не могут быть восприемниками ни при крещении, ни при конфирмации. Тема конфирмации неоднократно затрагивается в Лжеисидоровых декреталиях. В так называемом декрете Климента Римского говорится о необходимости конфирмации от епископа. В тексте, приписываемом Григорию I Великому, отмечается, что крещение, конфирмация и освящение церкви должны повторяться, если есть сомнения в том, что они были совершены. В «Декрете Евсевия» говорится, что таинство возложения рук должно совершаться с большим почтением и только первосвященником. Во времена апостолов никто, кроме них самих, не совершал его, и никогда оно не должно совершаться никем, кроме их преемников. Проповедь Фавста цитируют папа Урбан, который добавляет к ней слова о том, что все верные должны принимать Святого Духа после крещения через возложение рук епископом, и тогда они станут полностью христианами, и «папа» Мельхиад (Мильтиад), который говорит, что оба таинства  (крещение и возложение рук епископом) являются великими, хотя второе выше, потому что совершается более высоким служителем, однако они так тесно связаны, что могут быть разделены только в случае преждевременной смерти принимающего. Тексты Лжеисидоровых декреталий наряду с сочинением Рабана Мавра и более ранними документами (посланием Иннокентия I) составили основу учения о конфирмации в трактатах канонистов (Декреты Бурхарда, Иво Шартрского, Грациана и др.) и в сочинениях представителей ранней схоластики («Сентенции» Петра Ломбардского и др.). Подобно тому, как возложение рук с молитвой в чинах ординации в Средние века было вытеснено обрядами передачи «инструментов», так и в конфирмации богословский акцент сместился с возложения рук с чтением молитвы на епископское помазание с произнесением формулы. В Романо-германском Понтификале X в. представлено несколько вариантов совершения конфирмации (включая чинопоследования для больных и обратившихся из язычников). Традиционный чин крещения на Пасху в целом является развитием «Ordo Romanus. XI». Понтифик возлагает руки на всех конфирмируемых с чтением молитвы о семиобразном Духе из «Сакраментария Григория». Помазание же совершается с произнесением новой формулы от первого лица – «Confirmo et consigno te». В случае крещения в будний день, чин которого, согласно рубрике, заимствован из «Сакраментария Григория», конфирмация совершается, если присутствует епископ, если же его нет, то сразу совершается причащение.

 



 
PR-CY.ru