КОНФИРМАЦИЯ - Страница 8

Согласно правилам Эльвирского собора (датировка которого исследователям неясна), епископ возлагает руки в том случае, если крещение совершено диаконом без участия пресвитера или епископа, или если крещение было совершено во время тяжёлой болезни ввиду страха смерти, а потом крещёный остался жив. Правило 20 первого Толедского собора (397 или 400 г.) гласит, что хризма должна освящаться только епископом, хотя прежде в некоторых местностях это делали и пресвитеры. За день до Пасхи диаконы или субдиаконы должны просить у епископа хризму для крещения. Епископ имеет право освящать её в любое время. Помазывать хризмой может и пресвитер в случае отсутствия епископа или по его поручению. О праве пресвитера помазывать в отсутствие епископа говорится и в других источниках: правило 52 Бракарского собора (572 г.), второе правило Барценонского собора (599 г.). Однако в 619 г. под римским влиянием был введён запрет для пресвитеров на помазание лба хризмой (седьмое правило второго Гиспальского собора). В толкованиях чина крещения святых Исидора Гиспальского и Ильдефонса Толетского упоминаются одно послекрещальное помазание и возложение рук. При этом утверждается, что правом помазывать обладает только епископ. Святой Дух подаётся через возложение рук епископом. Испано-мосарабская «Liber Ordinum» указывает в чине одно послекрещальное помазание с чтением молитвы «Signum vitae aeternae…», после которого совершается возложение рук с чтением молитвы «Deus qui unita virtute misterii», имеющей пневматологическое значение, затем повязывание головы новокрещёного платом и причащение. При этом не отмечен переход в другое место из баптистерия для совершения послекрещальных обрядов. Распространение римской практики наиболее активно проходило в первой половине VIII в. в Англии и на германских землях благодаря деятельности отдельных проримски настроенных проповедников, например, святого Бонифация Майнцского (ум. в 754 г.). В одной из его проповедей содержится призыв принимать конфирмацию через возложение рук для получения дара Святого Духа. Бонифаций находился в тесном общении с Апостольским престолом, и в его переписке с Римскими папами тема конфирмации затрагивается несколько раз. В послании 726 г. папа Григорий II сообщает ему, что запрещено повторно конфирмовать тех, кто уже были конфирмованы епископом. Как полагают исследователи, подразумевается галликанская практика единственного послекрещального помазания, но совершённого епископом, а не пресвитером. В послании 739 г. папы Григория III уточняется, что конфирмация должна совершаться через возложение рук и помазание хризмой. Вопрос о конфирмации рассматривался на Германском соборе 742 (или 743) г. Было принято постановление о том, что епископы должны посещать приходы своей епархии и совершать конфирмацию собравшихся под руководством пресвитера верных. В Великий четверг пресвитеры должны просить хризму у своего епископа. Бонифаций, председательствовавший на этом Соборе, также сообщает в послании к Кутберту о постановлении, принятом на Синоде 747 г., о том, чтобы епископы хотя бы раз в год посещали приходы в своих диоцезах для совершения конфирмации.

 



 
PR-CY.ru