КОНФИРМАЦИЯ - Страница 4

До VIII в. в римских источниках обряд назывался «consignatio» или «chrismatio» (отсюда отмеченные в «Liber Pontificalis» и «Ordines Romani» наименования места в базилики, где совершался данный чин, – «consignatorium», «chrismatarium», «sacrarium», «locus chrismalis», «locus chrismandi»). В послании 458 г. папы Римского Льва Великого говорится, что тех, кто были крещены еретиками, но правильно, не следует перекрещивать, но лишь укреплять (confirmandi sunt) призыванием Святого Духа через возложение рук. Несмотря на однозначность и авторитетность суждения Иннокентия, римская практика принималась медленно и не везде. Так, в 494 г. папа Геласий I в послании к епископам Лукании был вынужден повторить запрет пресвитерам освящать хризму и совершать епископское помазание (consignationis pontificalis). Даже в Риме однозначного признания конфирмации не было и в начале VI в., о чём свидетельствует послание диакона Иоанна римскому аристократу Сенарию, написанное в понтификат Симмаха. Автор послания излагает принятый в его церкви чин так: сразу после крещения происходит облачение в белые одежды и помазание головы новокрещёного хризмой (sacri chrismatis unctione). При этом упоминается символика царства и священства. После этого на голову новокрещёного повязывают особый плат, и он участвует в евхаристии (как и в «Апостольском предании», упоминается вкушение молока и мёда). Далее диакон Иоанн утверждает, что апостольская власть благословлять и помазывать принадлежит только епископам, и что только епископ может освящать хризму, но ничего не говорит ни о возложении рук, ни о втором помазании. В последней главе послания автор отвечает на вопрос о том, как быть с теми, кто умерли, будучи крещены, но не получив ни благословения (т.е. возложения рук), ни помазания от епископа (sine chrismatis unctione ac benedictione pontificis)? По его мнению, об этом нет определённого учения, но для спасения важно только крещение, поскольку оно относится к природе. Папа Римский Григорий I Великий (Двоеслов) также занимал двойственную позицию по этому вопросу. С одной стороны, он подтвердил, что пресвитер не должен помазывать лоб новокрещёного хризмой. С другой стороны, в 594 г. в послании к пресвитерам Сардинии он разрешил там, где нет епископа, совершать помазание лба хризмой пресвитеру. Однако диаконам совершение епископского помазания было запрещено категорически. Двукратное помазание и возложение рук епископом зафиксированы в составе чинов крещения в ранних римских литургических книгах. В «Сакраментарии Геласия» чин крещения с послекрещальными обрядами приводится дважды – на Пасху и на Пятидесятницу. В чине Пасхи сразу после погружения пресвитер совершает помазание головы с чтением молитвы: «Всемогущий Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Который возродил тебя... помазывает тебя хризмой спасения для вечной жизни». Затем епископ читает молитву с возложением рук на знаменование (ad consignandum) о даровании cемиобразного Духа (Spiritus septiformis): «Всемогущий Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Который возродил своих рабов... Господи, пошли на них Духа Святого Утешителя и подай им дух мудрости [далее цитата Ис. 11:2]». Затем он помазывает только лоб хризмой крестообразно со словами «Знак Христа в жизнь вечную», после чего совершается лобзание мира и евхаристия.

 



 
PR-CY.ru