КОНФИРМАЦИЯ - Страница 7

У галльских церковных писателей обычно упоминается только одно послекрещальное помазание, которое не всегда имеет явное пневматологическое значение и не отделяется от чина крещения. Григорий Турский многократно упоминает случаи крещения в «Истории франков». В описании чина, по которому был крещён король франков Хлодвиг, Григорий Турский называет одно помазание хризмой с получением знамения креста Христова (sacro crismate cum signaculo crucis Christi). Однако в большинстве других случаев хризмация связана с переходом в католическую веру из арианства: сестра Хлодвига Лантехильда, король Гундобад, испанская принцесса Брунгильда и её сестра Галсвинта, король Реккаред были помазаны. Сын короля Леовигильда не только был помазан после отречения от ереси, но и после этого получил новое имя – Иоанн. В галликанских Сакраментариях обычно указано только одно послекрещальное помазание. В «Missale Gallicanum vetus» в чине «ad baptisando» нет указаний на отдельный епископский обряд после крещения, и не упоминается возложение рук. После погружения в воду пресвитер читает молитву на возлияние хризмы (infusio crismae) «Deus Pater Domini nostri Iesu Christi», похожую на североиталийские, потом совершается умовение ног. В «Missale Gothicum» содержится похожий чин с формулой помазания «Perungo te chrisma sanctitatis, tunicam inmortalitatis». Сравнение помазания хризмой с одеждами бессмертия, как полагают исследователи, указывает на то, что, как и в «Missale Gallicanum vetus», елей не наносился точечно, а выливался на голову новокрещёного. Подобные образы встречаются как у представителей восточной традиции, так и у авторов из Галлии. После помазания совершаются умовение ног, облачение в белые одежды, и читается заключительная молитва. В «Миссале из Боббио» раздел о послекрещальном помазании называется «suffundis crisma in fronte», что также подразумевает возлияние хризмы, он содержит ту же молитву «Deus Pater…», что и в «Missale Gallicanum vetus». Затем совершается облачение в белые одежды, далее – умовение ног и заключительная молитва. Как полагают исследователи, присутствующие в этих трёх памятниках заключительные молитвы читались с возложением рук, которое, однако, служило лишь отпустом и не имело значения конфирмации. Единственное свидетельство о конфирмации, которое исследователи выделяют из памятников данного региона и эпохи, – проповедь, сохранившаяся в составе коллекции Евсевия Галликана. Одни исследователи называют её автором Фавста Регийского, другие считают анонимным произведением VI в. Автор проповеди чётко отделяет от чина крещения «возложение рук и конфирмацию» («manus impositio et confirmatio»). Для объяснения этих обрядов он активно использует военные образы, сравнивая крещёного с солдатом, записавшимся в войско, но не получившим оружия. Если в крещении от Святого Духа подается благодать невинности и новое рождение к жизни, то в конфирмации даётся оружие для борьбы, и происходит прирастание благодати: «В Крещении очищаемся, в Конфирмации укрепляемся». Исследователи отмечают, что древняя испанская традиция в целом очень близка к галликанской. Глаголы «сonfirmare» и «perficere» в испанских канонических памятниках обычно означают «возложение рук епископом».

 



 
PR-CY.ru