КОНФИРМАЦИЯ - Страница 2

Несколько иное чинопоследование представлено в творениях Киприана Карфагенского. Елей (хризма) для помазания освящается на алтаре во время евхаристии. Новокрещёных сразу приводят к епископу, чтобы он возложил на них руки. Через этот обряд они получают дар Святого Духа, и им подаётся печать Господня (signaculum dominicum), под которой, как полагают исследователи, нужно понимать нанесение на лоб знака креста (consignatio). В сочинении неизвестного североафриканского автора, которое приписывалось священномученику Киприану, чётко различаются «крещение водой» и «крещение Духом»: первое является приуготовлением, второе же отпускает грехи и дает дар Святого Духа через возложение рук епископа. Римская традиция доникейского периода известна исследователям хуже. В послании Римского епископа Корнилия епископу Фабию Антиохийскому о еретике Новате сообщается, как в Риме совершалось крещение клиников, т.е. находящихся в опасности смерти: «...Когда он тяжко заболел, то его, считая почти умирающим, крестили – если можно сказать о таком человеке, что он крещёный, – окропив водой на той же постели, где он лежал. Он выздоровел, но над ним не было совершено остальное, что требуется по церковным правилам: он не был запечатлён (в латинском переводе Руфина – «он не получил signaculum chrismatis») епископом. Не получив этого, мог ли он получить Духа Святого?». Иначе говоря, дар Святого Духа связывался с обрядом нанесения печати епископом. Полный чин крещения известен только по «Апостольскому преданию», которое многие учёные приписывали Ипполиту Римскому. Однако в последние десятилетия произошла переоценка и самого памятника, и личности его вероятного автора. Написанное на греческом языке в III в., «Апостольское предание» было переведено на латынь только в конце IV в. (текст сохранился в так называемом Веронском палимпсесте). Поскольку известно множество восточных версий памятника, исследователям трудно определить, какую традицию, относящуюся к какому времени, он описывает. Послекрещальные чины при сравнении с другими латинскими свидетельствами представляются исследователям одними из наиболее развитых: после выхода новокрещёного из воды диаконы и пресвитеры помазывают всё его тело елеем благодарения, в церкви епископ читает над ним молитву с возложением рук, затем совершает возлияние елея благодарения своей рукой ему на голову, а затем делает знак креста на лбу (signatio). Далее идут лобзание мира и первое причащение (исследователям неясно, в какой момент и под видом чего сходит Святой Дух). В латинской традиции начиная с V в. двойное послекрещальное помазание (пресвитером и епископом) было отличительной чертой именно римской практики. Это и дало основание исследователям считать «Апостольское предание» произведением римского автора. Некоторые исследователи полагали, что двойное помазание могло быть привнесено при переводе в конце IV в. Однако аналогичное чинопоследование содержится в бохайрской, арабской и эфиопской версиях (иные варианты – в «Канонах Ипполита» и «Завете (Завещании) Господя нашего Иисуса Христа). При этом в аутентичном сочинении Ипполита Римского (но римского ли автора?) – в «Толковании на Книгу пророка Даниила» – упоминается лишь одно послекрещальное помазание (как полагают исследователи, всего тела).

 



 
PR-CY.ru