КОНФИРМАЦИЯ - Страница 9

В Житии святого Кутберта Беда Достопочтенный отмечает, что святой регулярно обходил селения и возлагал руки на новокрещёных, чтобы они приняли благодать Святого Духа. При этом в послании Беды Достопочтенного к епископу Эгберту (734 г.) говорится, что епископы редко приходят в отдалённые селения Нортумбрии для возложения рук на крещёных для конфирмации. Практика регулярной визитации для конфирмации была закреплена третьим правилом Собора 787 г. в Челси. В Житии святого Бонифация, составленном Виллибальдом, часто упоминается конфирмация. В частности, говорится о конфирмации благодатью семиобразного Духа через возложение рук и об особом праздничном дне, когда совершалось возложение рук и конфирмация новокрещёных. Как полагают исследователи, этим днём была октава Пасхи, когда в церкви собиралось множество народа. Импульс к продвижению римской практики на западнофранкских землях был дан уже при Карле Великом. Учение о конфирмации раскрывается в трактатах о крещении, написанных каролингскими богословами по заказу Карла Великого. При этом глагол «confirmare» часто использовался в этот период по отношению к завершающей крещение евхаристии («Sic corpore et sanguine dominico confirmatur» в толковании Псевдо-Алкуина, IX в.). Согласно Алкуину, через возложение рук епископом крещёный принимает семиобразного Духа благодати, чтобы укрепиться Святым Духом для проповеди другим. О епископском помазании он прямо не говорит (ср. у Магна, который отмечает, что возложение рук совершается для укрепления в истинной вере). Как полагают исследователи, каролингские богословы были вынуждены объяснять новую римскую практику при сохранении старой галликанской традиции однократного помазания после крещения и отождествлять конфирмацию исключительно с возложением рук епископом (при этом возложение рук могло совершаться уже после причащения; в прибавлении Бенедикта Анианского к Сакраментарию Григория в чине крещения отмечено, что если присутствует епископ, то он совершает конфирмацию хризмой и причащает, если он отсутствует, пресвитер сразу совершает причащение). Однако уже в трактате Иессея сказано, что епископ конфирмует, помазывая лоб хризмой, и возлагает руки. Самым значимым для последующей традиции стало рассуждение о конфирмации Рабана Мавра. Отталкиваясь от учения Алкуина, он чётко сформулировал различия между пресвитерским и епископским помазаниями: «...Знаменуется крещёный хризмой сверху головы пресвитером, а епископом – на лбу, дабы через первое помазание было показано схождение Святого Духа для освящения жилища Божия, вторым же показывается пришествие в человека семиобразной благодати Того же самого Духа Святого со всей полнотой святости, ведения и добродетели». После этого помазанные получают силу бесстрашно свидетельствовать о Христе перед царями и правителями мира сего. Двойное помазание, по мнению Рабана Мавра, отражает двукратное принятие Духа апостолами – после явления Воскресшего и на Пятидесятницу. В другой главе он пишет, что возложение рук епископа совершается через семь дней после Пасхи.

 



 
PR-CY.ru