КОНФИРМАЦИЯ - Страница 6

До XII в. включительно во всех литургических памятниках из Милана исследователи встречают только одно послекрещальное помазание хризмой лба крестообразно с молитвой «Deus omnipotens… qui te regeneravit…» (но без упоминания семиобразного Духа), за которым следуют умовение ног и причащение (Сакраментарии XI в. из Бергамо и Биаски, Берольд и др.). Поэтому в тексте Амвросия Медиоланского исследователи видят, скорее, богословские рассуждения, чем описание обрядовых действий. Иная редакция молитвы послекрещального помазания (consignatio) (ортодоксальной традиции) цитируется в арианских фрагментах А. Маи из Иллирика: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который даровал вам возрождение водой, Сам помазывает вас Святым Духом» («Deus et pater domini nostri iesu Christi qui te regeneravit…»). Указаний на второе помазание или возложение рук в этом источнике также нет. В «Огласительных беседах», приписываемых св. Максиму Туринскому (Северная Италия, около 500 г.), после погружения в воду упоминаются обряд умовения ног и возлияние хризмы на голову (с символикой царства и священства). Единственное послекрещальное помазание в амврозианской традиции, совершаемое как пресвитером, так и епископом, иногда называется «конфирмацией» (также этот термин мог относиться к послекрещальному причащению). Для изучения послекрещальных обрядов галликанской традиции большое значение имеет толкование соборных постановлений V–VI вв. Так, в третьем и четвёртом правилах Регийского собора 439 г. среди обязанностей епископа называется конфирмация новокрещёных (confirmare neophytos). Это же выражение встречается и в постановлении третьего Арелатского собора (между 449 и 461 гг.). Парижский собор 573 г. использует выражение «infantes confirmare». Во втором правиле первого Аравсионского собора 441 г. впервые используется не глагол, а существительное «confirmatio» в контексте литургического обряда: помазание хризмой должно совершаться только один раз, независимо от того, кто совершает чин крещения; при «конфирмации» необходимо напоминать епископу о тех, кто не были помазаны при крещении; при этом второе помазание (как полагают исследователи, с намёком на римскую практику) называется излишним. Третье правило Вазионского собора 442 г. предписывает пресвитерам и диаконам просить хризму перед Пасхой у своего епископа. Правило 16 Эпаонского собора 517 г. говорит о том, что пресвитер может совершать «конфирмацию» еретиков, тогда как Парижский собор 573 г. предписывает это только епископу. В исследовательской литературе существует несколько гипотез относительно значения выражений «confirmare» и «confirmatio» в этих источниках. Одни полагают, что речь идёт о возложении рук епископом. Другие считают возможным видеть здесь послекрещальное помазание (единственное или второе), совершаемое именно епископом. Наконец, некоторые учёные усматривают в этом не литургический обряд, а формальный визит епископа в приходы своего диоцеза для подтверждения того, что совершено пресвитерами: например, если епископ сам совершал весь чин крещения, необходимости в «конфирмации» могло и не быть; если помазание было совершено пресвитером, то епископ мог утвердить его и без дополнительных обрядов над новокрещеным. В «Collectio vetus gallica» есть раздел «De confirmatione cum crisma», в котором цитируется послание Иннокентия I к Децентию, что говори

 



 
PR-CY.ru