КОНФИРМАЦИЯ

КОНФИРМАЦИЯ (лат. «confirmatio», букв. – «упрочение, закрепление, подтверждение») – одно из таинств в католической церкви, главным содержанием которого является излияние Святого Духа на принимающего таинство, как Он был дан апостолам в день Пятидесятницы. Конфирмация является продолжением таинства крещения и подобно ему дарует верующему неизгладимую духовную печать, что делает конфирмацию неповторимой. При этом в католической традиции конфирмация отделена от крещения значительным промежутком времени (обычно в несколько лет). Хотя в системе семи таинств конфирмация занимает то же положение, что и таинство миропомазания в православной традиции, с точки зрения практики совершения и богословского осмысления между ними есть значительные отличия, которые не позволяют их полностью отождествить (хотя такое отождествление встречается как в исторических источниках, так и в современном словоупотреблении, как в православной, так и в католической традиции). В узком смысле слова конфирмацией называют второе послекрещальное помазание освящённым миром (хризмой), которое должно совершаться епископом. В Новом Завете о конфирмации (как и о миропомазании) прямо не говорится, однако в связи с крещением упоминаются два ритуальных действия – возложение рук апостолов и помазание елеем. Наиболее важными для последующей традиции являются свидетельства о возложении рук на крещёных самарян апостолами Петром и Иоанном (Деян. 8:14–17) и слова апостола Павла во втором Послании Коринфянам (1:21–22): «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (в латинском переводе используются важные для истории таинства глаголы «confirmat», «unxit», «signavit»). О том, были ли эти обрядовые действия ординарными или экстраординарными на начальном этапе, как соотносились между собой и т.д., подробнее см. в ст. Миропомазание. В течение II–III вв. формируются разные локальные традиции совершения таинства крещения, в которых помазание елеем и возложение рук занимают разные места в чинопоследовании и получают различное богословское истолкование. При этом в подавляющем большинстве латинских источников среди послекрещальных чинов присутствует только одно помазание сразу после крещения. Североафриканские авторы помимо помазания елеем и возложения рук упоминают осенение новокрещёного крестным знамением или дарование ему некой печати. Так, Тертуллиан в трактате «О крещении» сообщает про одно послекрещальное помазание (как полагают исследователи, натирание всего тела елеем), крестное знамение (signatio) и возложение рук с молитвой, совершаемые перед первым участием в евхаристии. Погружение в воду Тертуллиан рассматривает как подготовительный элемент, один из обрядов очищения на пути к получению дара Святого Духа. Помазание, прообразом которого выступает помазание Аарона, и возложение рук, которое было прообразовано в благословениях ветхозаветных патриархов, даруют новокрещёному Духа Святого, Который нисходит в момент возложения руки. В другом сочинении Тертуллиан указывает последовательность действий так: «...Плоть омывается, чтобы душа очистилась, плоть помазывается (ungitur), чтобы душа освятилась, плоть знаменуется (signatur), чтобы душа укрепилась, плоть осеняется возложением рук (manus impositione adumbratur), чтобы душа осветилась Духом, плоть питается Телом и Кровью Христа, чтобы и душа вскармливалась Богом».

 



 
PR-CY.ru