КОНФИРМАЦИЯ - Страница 5

В чине на Пятидесятницу описано крещение клиников. После пресвитерского помазания с той же молитвой сразу совершается евхаристия или только причащение. Далее выписана молитва епископа о семиобразном Духе и проч., как на Пасху. В другом памятнике, также отражающем римскую практику VII в., – «Ordo Romanus» XI – впервые систематически употребляется термин «confirmare» для послекрещальных обрядов, совершаемых понтификом. Крестят младенцев. Пресвитер пальцем совершает послекрещальное помазание головы новокрещёного хризмой, читая ту же молитву, что и в «Sacramentarium Gelasianum» (выписан только инципит). После этого восприемники, завернув младенца в пелены, несут к трону понтифика, который даёт им белые послекрещальные одежды (называются так же, как облачения клириков – стола и казула, что символизирует всеобщее священство верных) и повязку на голову, а также десять монет (значение этого обряда исследователям неясно). Далее все восприемники с новокрещёными выстраиваются как положено, и папа совершает конфирмацию, читая молитву с призыванием семиобразного Духа. Затем каждому помазывает пальцем лоб хризмой с краткой тринитарной формулой и дарованием мира. В «Сакраментарии Григория» (так называемом Hadrianum) на Пасху в составе чина крещения выписаны молитва пресвитера на помазание головы (текст несколько отличается от «Sacramentarium Gelasianum») и молитва «ad infantes consignandos» с призыванием семиобразного Духа (без указания, кто её читает). Среди дополнений находится чин крещения больных, совершаемый одним пресвитером. Выписана молитва пресвитерского помазания головы; далее идет указание на причащение, при этом глагол «confirmare» используется в отношении причащения из Чаши, тогда как для причащения Тела используется глагол «communicare», т.е. Чаша выступает своего рода «упрочением» по отношению к Телу. Правило 36 397 г. («Collectio Hispana») запрещает пресвитерам освящать хризму. При этом в североафриканской традиции они рассматривались как ординарные совершители всего чина крещения, включая послекрещальное помазание. В трудах богословов этого региона наибольшее развитие получило учение об освящающем и пневматологическом характере послекрещального помазания. Августин Блаженный рассматривал помазание хризмой как отдельное таинство (sacramentum), которое соединяет верующего со Христом как с Помазанником и является знаком участия в Нём. Один Дух, по его словам, подаётся и в воде крещения, и в помазании, хотя знаки различаются, но Дух тот же. В сочинениях «О таинствах» и «О тайнах», составленных, как полагают исследователи, Амвросием Медиоланским, в чине крещения упоминается только одно послекрещальное помазание головы миром (имеющее пневматологическое значение, с символикой царства и священства), за которым следуют обряд умовения ног, облачение в белые одежды и дарование некой «духовной печати» (signaculum spiritale), которая приносит совершенство (perfectio) и ради которой епископ призывает семиобразного Духа из Ис. 11:2–3. Структурно эта «духовная печать» соответствует возложению рук епископом, однако в последующей амврозеанской традиции подобного обряда не обнаруживается.

 



 
PR-CY.ru