КОНФИРМАЦИЯ - Страница 16

Перед помазанием совершается обряд возложения рук с чтением соответствующей молитвы, который отличается от возложения руки при помазании лба. Хотя он и не относится к сущности таинства, но подлежит достойному почитанию, т.к. способствует более ясному пониманию таинства. Таким образом, стремление согласовать латинскую и греческую традиции, вернувшись при этом к формулам и обрядам I тыс. (в частности, придав большее значение возложению рук), привело к парадоксальному смешению обряда помазания и возложения рук в единое целое, что ещё при папе Бенедикте XIV считалось достаточно спорным, но имело некоторые основания в труднопереводимой фразе из «Исповедания веры» Михаила Палеолога. Обновлённый обряд был опубликован 22 августа 1971 г. В предисловии к нему (Praenotanda) было отмечено, что конфирмация является последним элементом Пасхальной тайны Христа и её завершением. Конфирмованные получают силу свидетельствовать о Христе и неизгладимую печать Господню. Все верующие (родственники, друзья, члены местной общины) приглашаются присутствовать при совершении таинства, которое может совершаться в составе мессы после Литургии Слова или отдельно. Чин начинается с представления участников и произнесения проповеди. Далее совершаются отречение от сатаны и исповедание веры (повторение этих элементов из чина крещения связано с представлением о конфирмации как о сознательном подтверждении тех обетов, которые при крещении в младенческом возрасте были даны неосознанно, через восприемников). Затем все приглашаются к тихой молитве. Совершитель таинства читает молитву о семиобразном Духе, простирая руки над помазываемыми (т.е. фактически возложения рук не происходит). После помазания лба с чтением установленной формулы возносятся прошения. В случае большого количества участников помогать епископу в совершении таинства может пресвитер. При опасности смерти совершается краткий чин, состоящий из обряда возложения рук с чтением молитвы о семиобразном Духе и помазания с произнесением формулы. В «Кодексе канонического права» 1983 г. конфирмации посвящены статьи 879–896. Отмечается, что хризма для таинства должна быть обязательно освящена епископом, даже если таинство совершает пресвитер. Епископ вновь называется ординарным служителем таинства, но по особому разрешению преподавать таинство может и пресвитер, особенно в случае опасности смерти, а также когда конфирмация совершается сразу после крещения. Условиями принятия конфирмации являются нахождение в здравом рассудке и способность возобновить крещальные обеты. Временем принятия таинства назван возраст различения, если конференция епископов не определит другого. Желательно, чтобы восприемником при конфирмации выступал тот же, кто был восприемником при крещении. Неконфирмованные лица не могут быть восприемниками, их не принимают в новициат институтов посвящённой жизни, в семинарии, не рукополагают. Миропомазание по восточному обряду, в частности, у униатов, однозначно приравнивается к конфирмации. В англиканской и лютеранской традициях сохранились чины, которые также называются «конфирмацией» и генетически связаны с позднесредневековой католической практикой конфирмации, но они считаются не таинством, а лишь обрядом сознательного исповедания веры при достижении соответствующего возраста. При этом конфирмация совершается не через помазание, а только через возложение рук (у англикан обычно совершителем выступает епископ, молитвы чина заимствованы из литургических книг Сарумского обряда).



 
PR-CY.ru