КОСМА - Страница 10

По мнению исследователей, это – список схожей по композиции иконы, созданной вскоре после завершения строительства каменного собора, чтобы увековечить новый образ обители, возникший благодаря попечительству царя Алексея Михайловича. В 2010 г. частный Музей русской иконы приобрёл аналогичную икону-пядницу «Преподобный Косма Яхренский», с видом монастыря конца XVII – начала XVIII вв. (прежде находилась в собрании Л.А. Микуса в Германии), повторяющую тот же утраченный образец. Как и предыдущая, икона имеет двойной ковчег и крупную надпись вязью (на верхнем поле). При создании обоих списков мастера не использовали прорись оригинала, но, повторив его иконографию и основную композицию, дали творческое решение. На второй иконе фигура и лик святого, облака вокруг образа Богоматери с Младенцем, постройки монастыря и пейзаж выполнены более условно, колорит охряно-коричневый, почти монохромный. Образ отличается интересными деталями и своеобразным художественным решением. Преподобный, облачённый в коричневую мантию с сухими чёрными линиями складок, охряную рясу и тёмную умбристо-зелёную схиму с красными крестами, обращается с молитвой к образу Богоматери с Младенцем в облаках, простирая к Ней руки (без свитка). Лик Космы с мелкими чертами, тёмные волосы проработаны интенсивными разбелёнными штрихами, передающими седину. Трактовка личного скорописная, с активным использованием белильных движков и высветлений. Благословляющий Иисус Христос держит в левой руке небольшой свиток, прижимая его, а не протягивая святому. Фигура Космы отодвинута от правого края средника, за его спиной видна западная часть монастыря со вторыми, ныне хозяйственными, воротами в обитель. Святые ворота в восточной стороне ограды отмечены более низким, не выходящим за стену бревенчатым сооружением. «Белокаменная» церковь Успения Пресвятой Богородицы, занимающая, как и на первой иконе, всё пространство внутри обители, имеет иные пропорции, трактована более графично. На коричневую крышу основного объёма поставлены пять опирающихся на кокошники высоких белых барабанов с «чешуйчатыми» (крытыми лемехом) луковичными главами. Иконописец показал нижний ярус колокольни с высоким арочным проёмом. В рисунке четырёх келий намечены брёвна и окна. Монастырский сад представлен двумя крупными деревьями с тёмными заострёнными кронами, растущими в восточной части территории, за собором. Часовня над источником расположена на том же месте, но изображена с большими подробностями: в тёмном арочном проёме видна бревенчатая купель, из верхней части которой исходит струя воды, льющаяся в круглый водоём. Из него вытекает ручей, впадающий за монастырём в реку Яхрень. Пейзаж сравнительно прост: на светлой охряно-коричневой земле по обе стороны реки схематически нарисованы редко стоящие деревья с тонкими коричневыми стволами и теёными умбристо-зелёными заострёнными кронами. Композиция образа, изображение монастыря и письмо лика святого находят аналогии на иконах рубежа XVII и XVIII вв. работы местных (суздальских) иконописцев. В тот же хронологический период другим связанным с монастырём художником была создана икона-пядница Космы с видом монастыря (из частного собрания; находится в процессе реставрации). По многим композиционным и художественным особенностям она соотносится с образом из Музея русской иконы; при этом отличается деталями иконографии: руки святого высоко подняты в молитве, а свисающий с них конец мантии Космы относительно короток.

 



 
PR-CY.ru