КОСМА - Страница 12

Косма без куколя; благообразный лик с чёрной бородой средней длины и гладко зачёсанными на прямой пробор волосами выполнен в стиле иконописно-академической живописи конца XIX в. Вверху на золотом фоне с чеканным орнаментом оформлены в виде триптиха изображения Успения Пресвятой Богородицы и двое избранных святых. Икона такого извода в медной ризе хранилась в монастыре в первой четверти XX в. В XVIII в. образ Космы был включён в программные многофигурные композиции «Собор русских святых», разработанные старообрядцами-беспоповцами Выговской пустыни. В частности, он изображён (с непокрытой головой, борода не столь длинная, как в ранних произведениях) рядом с Евфимием Суздальским в правой группе преподобных на иконах конца XVIII – начала XIX вв. (Музей изобразительных искусств Республики Карелия), 1814 г. письма Петра Тимофеева из бывшего собрания Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской духовной академии и середины – второй половины XIX в. из моленной в деревне Малая Горка Виноградовского района Архангельской области (Русский музей), первой четверти XIX в. из собрания Григория Викторовича Лепса, первой половины XIX в. из деревни Чаженьга Каргопольского района Архангельской области (Третьяковская галерея) и др. В островерхом куколе со свитком в руке (надпись: «п козма юрье(в)») Косма представлен прямолично на одной из минейных икон русских святых конца XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан). Изображения Космы в редких случаях вводились в программы церковной стенописи: например, он был написан среди русских святых в северо-западной части храма Христа Спасителя в среднем ряду на стене лестницы, ведущей на хоры, назван Владимирским (1870 гг.). Образ Космы включён в одну из групп подвижников XV в. в галерее русских святых, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (роспись в академической манере иеродиаконов Паисия и Анатолия, конца 1860 – 1870 гг., поновления – 1970 гг., около 2010 г.). В иконописи XX в. образ Космы исследователи встречают в группе Владимирских чудотворцев на иконах письма монахини Иулиании (Соколовой) в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной по благословению Афанасия (Сахарова): на иконах 1934 г., 1950 гг. (Троице-Сергиева лавра), а также на их списках конца XX – начала XXI вв. Под 14 октября он изображён с непокрытой головой на подготовительном эскизе (с пометой «рус») конца 1920 – начала 1930 гг. и на рисунке монахини Иулиании (Соколовой) к лицевым святцам русских святых 1959–1960 гг. (частное собрание). Образ Космы был помещён также на иконе «Собор святых града Владимира и области его» конца 1950 гг. (вклад епископа Афанасия (Сахарова) в Успенский собор Владимира к 800-летию его возведения) и на её списках; он вводится в современные изводы Собора Владимирских чудотворцев. Прорись с образом Космы для Миней Московской патриархии повторяет иконографию древнего покрова, вплоть до надписи на свитке (иконописцы протоиерей Вячеслав Савиных и Наталия Дмитриевна Шелягина). После открытия Косминой обители по заказу игумена Серафима (Котенёва) в 2007 г. иконописцем Анной Масловой для вновь устроенного храма во имя Космы с приделом Митрофана Воронежского была написана парная икона этих святых, держащих модель монастыря. Святые обращены вполоборота друг к другу, вверху – Нерукотворный образ Спасителя. Иконография Космы восходит к его изображению на покрове, в правой руке – развёрнутый свиток с текстом, аналогичным надписи на свитке покрова. Икона имеет полукруглый верх; она поставлена между главным и придельным иконостасами и таким образом соединяет храмы во имя этих святых в единое целое.



 
PR-CY.ru