КОСМА - Страница 8

Одежды, как и лик, трактованы мягко, пластично; тонкие, плавные, округлые линии складок, выявляющие формы тела, и описи фигуры исполнены чёрным шёлком. Лежащий на плечах куколь с двумя крупными крестами и параман с крестами и полосами-источниками по краю шиты пряденым серебром с серо-голубой нитью «прикрепа». С нимбом святого соприкасается вверху широкий полукруг неба с облаками по краю, в котором представлена Святая Троица. Исследователи полагают, что этот образ возник здесь потому, что покров Космы был шит в мастерской Ирины Годуновой по образцу покрова, предназначенного для Троице-Сергиева монастыря, например, преподобного Никона Радонежского 1586 г. (Сергиево-Посадский историко-архитектурный художественный музей-заповедник). Из всех известных исследователям лицевых покровов XVI в., кроме произведений, связанных с Троице-Сергиевой обителью, образ Святой Троицы присутствует только на покрове Космы, причём Её канонически правильному изображению мастер-«знаменщик» уделил большое внимание. Ещё одна редкая деталь покрова Космы – развёрнутый свиток с пространным текстом. На всех известных исследователям покровах XV–XVI вв., за исключением шитого образа преподобного Антония Киево-Печерского конца XV – начала XVI вв. (вложен в Кириллов Белозерский монастырь в 1586 г, Русский музей), свиток показан свёрнутым. Исследователи полагают, что Косма был представлен с развёрнутым свитком в руке на его ранней несохранившейся иконе. Позём покрова Космы не похож на однотонные гладкие позёмы, характерные для покровов XVI–XVII вв. Преподобный идёт по цветущему лугу: на зелёном фоне светлым шёлком вышиты листья, травы, легко узнаваемые цветы – ромашки, колокольчики, васильки (как полагают исследователи, более позднее дополнение). На каймах – зелёная тафта с вышитыми по ней золотой нитью крупными буквами текстов кондака и тропаря Косме. Отмеченная в описи древних предметов 1906 г. «икона на гробнице… письма старинного, под ризою, шитою золотом» утрачена (скорее всего, как полагают исследователи, уничтожена в период закрытия монастыря, когда с икон срывали драгоценные ризы, в том числе и шитые золотом и серебром). Исследователи полагают, что из Космина монастыря происходит икона конца XVII – начала XVIII вв. Косма, Богоматерь и Младенец в облаках, с видом обители (в 1920 гг. поступила во Владимирский краеведческий музей, ныне Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник), написанная на доске небольшого размера (30,5×25,5 см) с двойным ковчегом; в 1977 г. реставрирована Н.Н. Парамоновой во Всероссийском художественном научно-реставрационном центе имени академика И.Э. Грабаря. Сопоставление изображённых на иконе архитектурных сооружений с указанными в описях XVII в. и сохранившимися в монастыре храмами позволило исследователям не только идентифицировать их, но и предположить, что икона была создана во второй половине XVII в., после возведения в 1657–1666 гг. новой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, первой каменной постройки обители. Н.Н. Трофимова предположительно отождествила эту икону с образом «Пречистые Богородицы Одигитрия с чудотворцом Козмою», находившемся, согласно описям 1666 и 1671 гг., над гробницей преподобного.

 



 
PR-CY.ru