КОСМА - Страница 11

Исследователи не сомневаются, что образ происходит из Космина монастыря, о чём свидетельствует надпись на поновленном красочном слое в левом нижнем углу средника. Подпись продолжается на нижнем поле. К числу ранних исследователи относят изображение Космы на иконе с тремя святыми и со Спасом Нерукотворным на верхнем поле в золочёном басменном окладе, закрывающем фон и поля (середине XVII в., Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Слева на верхнем поле прибита, по мнению исследователей, более поздняя металлическая пластинка с черневой надписью с именами великомученика Феодора Стратилата и святителя Алексия Московского, представленных под ней на иконе. Аналогичная пластина справа сохранилась фрагментарно, от неразборчивой надписи осталось несколько букв. Однако изображение преподобного, написанного рядом с образом святителя Алексия, по иконографии полностью совпадает с фигурой Космы на шитом покрове. Все святые нарисованы прямолично с характерными атрибутами, правая рука преподобного со сложенными в двуперстном благословении пальцами поднята к груди, в опущенной левой руке – небольшой белый свиток. Космы облачён в коричневую мантию, жёлтую рясу, зелёную схиму и куколь с красными крестами. Очертания головы с высоким открытым лбом, усов и длинной бороды, разделённой на две пряди, идентичны их изображению на покрове. После канонизации в 1832 г. Митрофана Воронежского Косму стали писать на иконах вместе с этим прославленным игуменом обители, способствовавшим её расцвету во второй половине XVII в. В Космине монастыре есть три подобных произведения второй половины XIX в. Одно из них представляет собой выносную двустороннюю икону с образом Богоматери с Младенцем (находится в церкви во имя Николая Чудотворца, размещена так, что видна лишь одна сторона с образами святых). Святые стоят на мягких, живописных холмах берегов реки Яхрень. Их некрупные фигуры показаны в глубине пейзажа. Между ними на другом берегу реки написаны светлые храмы за невысокой оградой монастыря, скопированные с рисунка Дмитрия Михайловича Струкова 1864 г. или с литографии по этому рисунку. Вверху в облаках два ангела несут икону, на которой очень точно изображена монастырская святыня – чудотворная Яхренская икона Божьей Матери. Святые изображены в небольшом повороте к центру, Косма – слева со сложенными крестообразно на груди руками, на правой висят чётки. Преподобный одет в тёмную мантию, коричневую рясу, зелёную схиму с белыми Голгофскими крестами, голова покрыта куколем. Трактовка лика и одежд реалистическая, тёмно-коричневая борода средней длины. На другой иконе, конца XIX – начала XX вв., повторяются те же иконография и композиция, но образы святых приближены к первому плану. Вид монастыря между фигурами тоже крупный, детально выписанный. Косма в серо-зелёной мантии, зелёной рясе и коричневой схиме с небольшими равноконечными крестами, голова не покрыта. Вверху большое изображение другой монастырской святыни – иконы «Успение Пресвятой Богородицы», поддерживаемой коленопреклонёнными ангелами на облаках. В надписях на обеих иконах преподобный назван Козьмой Яхренским (или игуменом Яхремским). На третьей иконе того же времени, большого размера, святые представлены фронтально стоящими на полу с перспективно нарисованными плитами. Косма изображён справа, одет в коричневую мантию, спадающую с плеч мягкими складками, и такого же цвета рясу, схима синяя, правая рука преподобного прижата к груди, в левой – наполовину развёрнутый свиток с текстом.

 



 
PR-CY.ru