КОСМА - Страница 7

Шитый образ Космы был создан в 1590 гг. в мастерской царицы Ирины Фёдоровны Годуновой и, как полагают исследователи, ею же был вложен в Космин монастырь. Исследователи отмечают, что по стилю и технике шитья он близок к шитому в той же мастерской в те же годы покрову Зосимы Соловецкого, пожертвованному царицей Ириной на раку святого в Соловецком монастыре (ныне в музеях Московского Кремля), но отличается от него поразительной «портретностью», сходством с иконописью, что не свойственно большинству лицевых покровов XVI в. Он вышит искусными мастерицами по рисунку одарённого иконописца-«знаменщика»; благодаря их творческому содружеству возник редкостный высокохудожественный «духовный портрет» святого. Исследователи полагают, что для покрова мастер «снял прорись» с аналогичной иконы Космы, написанной в связи с прославлением местночтимого святого в середине XVI в., когда было составлено его Житие. О том, что покров мог повторять икону, свидетельствуют его художественные особенности. Преподобный представлен в рост, фронтально, с непокрытой головой, правая рука поднята к груди, пальцы сложены в жесте двуперстного благословения; в опущенной левой руке – развёрнутый свиток с текстом традиционного молитвенного обращения: «Не скорбите братия…» Святой как бы идёт навстречу братии. Такое впечатление создаётся благодаря немного выдвинутой вперёд правой ноге и прикрывающей ступню загнутой складке ткани подола. Черты лика индивидуальны: крупные, широко открытые глаза, длинный нос с широкой переносицей, большие ушные раковины, свисающие усы, прикрывающие плотно сомкнутый маленький рот, расходящаяся на две пряди и раздвоенная на конце длинная борода. Своеобразна редкая, не встречающаяся на других шитых образах святых деталь: под подбородком пряди бороды расходятся и образуют просвет (в нём видна мантия), подчёркнутый двумя круглящимися чёрными описями-штрихами. Мастер создал идеальный образ: всё в лике правильно, гармонично, строго пропорционально, но при этом нет геометрической застылости, зеркальной симметрии. Во всех деталях рисунка (абрисе волос и ушей, разделке прядей, линиях морщин и крыльев носа) ощущается лёгкая естественная асимметрия. Моделировка лика проработана с иконописной тщательностью, выделены подглазные тени, описи век, радужек глаз с чёрными зрачками. Столь же тщательно выполнены кисти рук святого с длинными пальцами, на которых отмечены суставы и ногти. Шитый образ Космы – показательный пример высочайших художественных достижений «живописи иглой», уподобляющей шитьё шёлком иконописи красками. Мелкие, сливающиеся в единое цветовое пятно стежки кручёного шёлка телесного оттенка и более тёмного для передачи притенений, положенные атласным швом, подобно неразличимым мазкам кисти в письме плавью, выявляют неглубокий рельеф лика, строят его форму. Нимб, мантия и нижние одежды святого шиты «в прикреп» пряденым золотом. Желтовато- и красновато-коричневые шёлковые нити на мантии создают эффект мерцания золота, делают одежды переливчатыми, светящимися. На нимбе шёлковая нить «прикрепа» почти неотличима от пряденой золотой нити, благодаря чему нимб воспринимается как золотой венец (подобный металлическим), украшенный жемчужной обнизью и тремя жемчужными звёздами с красными и синим (в центре) камнями.

 



 
PR-CY.ru