КОСМА

КОСМА (ум. не позднее 1477 г.) – основатель и первый игумен Космина Яхренского (Яхромского) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, преподобный (память 18 февраля, 23 июня – в Соборе Владимирских святых). Житие Космы («Житие и жизнь новаго чюдотворца, иже на Яхрени. Творение Григория смиреннаго Суждаля града обители преподобнаго Еуфимия», начало: «Должни есмы проповедати человеколюбие Божие…»), единственный источник сведений о преподобном, было создано иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря Григорием, как полагают исследователи, в 1550–1560 гг. (см. Григорий Суздальский). В настоящее время известны пять списков Жития Космы. Начало изучению памятника положил в XIX в. Павел Михайлович Строев. Он отметил, что Житие Космы не вошло в Великие Минеи Четьи митрополита Макария и почти не содержит фактической информации. Архиепископ Филарет (Гумилёвский) в 1862 г. указал список Жития второй четверти XVII в. (Российская национальная библиотека). Василий Осипович Ключевский в исследовании о Житиях русских святых, кратко охарактеризовав сочинения Григория, обратил внимание на список Жития XVII в. – Погодинский (Российская национальная библиотека). Скептически оценивая достоверность памятника, историк заключил, что в нём «среди словообильных и напыщенных назиданий и размышлений, путающих ход рассказа, с трудом можно уловить две-три ясные биографические черты». Николай Платонович Барсуков представил сведения о Епархиальном списке третьей четверти XVII в. (Исторический музей), архимандрит Леонид (Кавелин) об Уваровском списке первой трети XVII в. (Исторический музей). Также исследователям известен список Артемия Степановича Волынского второй половины XVII в. (Российская национальная библиотека). В 1883 г. Ф. Павлинский опубликовал пересказ Жития по не известному в настоящее время списку XVIII в. из библиотеки Космина монастыря (исследователи полагают, что эта рукопись, содержащая список Жития Космы и службы ему, была написана при императрице Елизавете Петровне). Пересказ дополнялся сведениями, почерпнутыми из неких «преданий», а также фрагментами службы и пояснениями самого Ф. Павлинского (к числу таких пояснений исследователи относят не сопровождавшиеся ссылками на источники и литературу указания на основание Космина Яхренского мужского монастыря «приблизительно в 1482 году» и на 1513 г. как на дату кончины преподобного); этот список ещё в начале ХХ в. хранился в Косминой обители.

 



 
PR-CY.ru