КОСМА - Страница 5

Исследователи полагают, что Житие Космы не переписывалось; возможно, в обители к этому времени либо уже не было списка чудес преподобного, либо они не были известны братии. Так, в 1744 г. последовал указ императрицы Елизаветы Петровны по всем епархиям предоставить сведения о мощах, хранящихся «под спудом». В своём ответе игумен Космина монастыря Иаков сообщил, что Косме «издревле» совершалась служба 14 октября (текст службы хранился в монастыре), а о чудесах этого святого ничего не известно. На этом основании Евгений Евстигнеевич Голубинский заключил, что «о начале местного празднования ему ничего не может быть сказано». Исследователи полагают, что во второй половине XVIII в. интерес к Косме возрос, в монастыре не позднее 1775 г. был известен список XVIII в., содержавший Житие, чудеса и службу, которым воспользовался Ф. Павлинский. Исследователи полагают, что написание полного списка Жития и чудес Космы было связано с запросом императрицы Елизаветы. Учитывая то, что монастырь к тому времени не располагал достаточными сведениями о Косме, исследователи полагают, что для создания данного списка привлекались материалы, хранящиеся вне обители. По мнению исследователей, был привлечён суздальский список Жития из библиотеки Спасо-Евфимиева монастыря, с которым Яхренская обитель, судя по всему, в XVI–XVIII вв. поддерживала контакты (ср. указание на переписывание в XVII в. Жития Космы ризничим Косминской обители «старцем Феоктистом суждальцем», переписку между бывшим косминским игуменом епископом Воронежским Митрофаном и спасо-евфимиевским архимандритом Варлаамом в начале XVIII в., наличие имён игуменов Спасо-Евфимиева монастыря в синодике Косминского монастыря). На почитание Космы в XVII–XIX вв. указывает включение его имени под 14 октября (представленная в поздних источниках дата явления образа Пресвятой Богородицы Косме) и 18 февраля (дата преставления Космы, содержащаяся в его Житии) в святцы, описания святых и иконописные подлинники этого времени (Российская национальная библиотека). В ряде случаев Косма упоминается в перечне святых «града Юрьева Польского», также в числе Вологодских (Российская национальная библиотека) и Ярославских (Российская национальная библиотека) святых. 16 августа 1865 г. в обители был освящён придельный храм во имя Космы. Согласно описи 1906 г., в монастыре хранилась икона с изображениями Космы и святителя Митрофана (последний был канонизирован в 1832 г.), шитый шёлком образ Космы, который, по описи, находился в Древлехранилище Братства святого Александра Невского во Владимире. В рукописном тексте XIX в. (не позднее 1886 г.) «О мощах угодников, почивающих в киевских пещерах, и о святых угодниках Российских, которых имена не помещены в месяцеслове» «Козьма преподобный» упомянут в числе тех «угодников святых, коих время памяти неизвестно» (Российская национальная библиотека). В 1880 гг. по просьбе жителей села Зернева (Зерзнева) Суздальского уезда, считавших Косму «своим уроженцем», епархиальное начальство учредило в девятую пятницу после Пасхи крестный ход с чудотворной иконой Успения Божьей Матери из монастыря в село для освящения домов местных жителей. В 1923 г. монастырь был закрыт, возобновлён по постановлению Синода от 27 декабря 1996 г. В 2008 г. над трапезной Никольского храма архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) освятил придел во имя Космы и святителя Митрофана. В настоящее время мощи святого находятся «под спудом» в Успенском соборе Яхренского монастыря.

 



 
PR-CY.ru