КАТОЛИКОС - Страница 7

Впрочем, окончательный разрыв наступил только после арабского завоевания. Согласно восточно-сирийскому канонисту X в. Георгию Арбельскому, система епископата, основанная на Востоке ещё апостолами, выглядела так: епископ, епископ-митрополит, епископ общий («католикoс»), епископ-патриарх. Все титулы, кроме первого, назывались по-гречески. Однако после разрыва с Константинополем «Восток отказался от главенства Антиохийского Патриархата», в результате чего несториане возвысили титул своего предстоятеля епископа-католикоса до патриаршего уровня. Эту концепцию до сих пор официально разделяет Церковь Востока, хотя её историчность была подвергнута критике уже со стороны Иосифа Симона Ассемани. Но фактические ошибки Георгия Арбельского не отменяют указания на соборное решение, содержащееся в церковном Предании. По сообщению яковитского патриарха-хрониста Михаила Сирийца (XII в.), между 595 и 602 гг. Антиохийский патриарх прибыл в сасанидский Иран, чтобы освятить три церкви, построенные шахом Хосровом II для Марии, приёмной дочери византийского императора Маврикия . Это означает, что во время пребывания патриарха в Иране между ним и иерархами Церкви Востока уже не было никаких контактов, и термин «католикос-патриарх» употреблялся вне связи с греческим патриархатом Антиохии. Яковитский богослов XI в. Ибн Джарир связывает разрыв между Антиохией и Ктесифоном с деятельностью митрополита Бар Саумы (V в.). Другие авторы указывали на дальность пути из Ктесифона в Антиохию, на необходимость разделения весьма расширившегося диоцеза Восток и на «правило Никейского Собора» (в связи с учреждением яковитского мафрианата). Последнее указание ставит вопрос о рецепции канонов Вселенских соборов на Востоке. По мнению исследователей, может показаться, что имеется в виду шестое правило первого Вселенского собора, определяющее «древние права… прочих епархий», которое толкуется как гарантия независимости Ирана от Антиохии. Однако в действительности речь идёт о сирийском собрании «никейских канонов», которое дошло под именем Маруфа Майферкатского. Третье правило этого собрания утверждает, что во избежание сложностей, связанных с поездками в Антиохию, кафедра Селевкии на Востоке получает впредь позволение утверждать собственного патриарха-митрополита.

 



 
PR-CY.ru