КАТОЛИКОС

КАТОЛИКОС (греч. – всеобщий, вселенский) – традиционный титул иерархов, возглавляющих ряд автокефальных церквей на Ближнем и Среднем Востоке, не входящих в систему древней церковной пентархии (пять патриархатов: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим); как правило, равен титулу «патриарх» и часто составляет с ним двуединый титул «католикос-патриарх». В настоящее время титул «католикос» носят главы Грузинской православной церкви (Святейший и Блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии, архиепископ Мцхетско-Тбилисский, митрополит Пицундский и Сухумо-Абхазский), Армянской Апостольской церкви (Верховный патриарх и католикос всех армян и католикос Киликийский), Ассирийской Церкви Востока (с 1972 г. – также отделившейся от неё Древней Церкви Востока), Маланкарской церкви и Сирийской яковитской Церкви Индии (в составе Сирийской яковитской церкви). Титул «католикос» связан с греческим раннехристианским понятием «общий епископ», т.е. общий для всего определённого региона, области, страны; в каноническом смысле «епископ автономной области». В Римской империи встречалось неофициальное наименование «католикос» для чиновника, заведовавшего финансами, казначея. В церковном обиходе понятие «католикос» появляется в V в. Тем не менее, ранние этапы бытования титула в древних церквах остаются для исследователей во многом неясными. Исследователи предполагают, что в IV–VI вв. становление термина «католикос» в церкви происходило параллельно с развитием термина «патриарх», который первоначально также имел неоднозначное употребление. При этом если в V в. титул «патриарх» закрепился за пятью крупнейшими престолами на территории Римской (Византийской) империи, то титул «католикос» – в VI в. за предстоятелями крупных церквей на Ближнем Востоке, за пределами империи: Армянской Апостольской, Грузинской Православной и Ассирийской Церкви Востока. Исследователи предполагают, что титул «католикос» был избран некоторыми церквами Востока в противовес наименованию «патриарх», и его введение связывают с теорией четырёх патриархатов, или церковной тетрархии, которая, хотя изначально была предложена греками, сохранилась лишь в некоторых восточных источниках, главным образом, армянских (X–XIII вв.). Согласно этой теории, церковная тетрархия имела устоявшуюся символику универсальности церкви: в соответствии с четырьмя тетраморфами, четырьмя реками Эдема, четырьмя евангелистами, четырьмя временами года, четырьмя оконечностями креста, четырьмя основными добродетелями и т.д.

 



 
PR-CY.ru