КАТОЛИКОС - Страница 11

Исключительность сана католикоса выражалась и в облачении: кроме общих церковных одеяний он носил покрывало на голове, а также патриарший жезл и палицу-конкер. Историк Маттеос Урхаеци (Матфей Эдесский; XII в.) сообщает, что, когда католикос Григор II Вкаясер (1066–1105 гг.), недовольный деятельностью своего наместника Геворга Лореци, отстранил его от этой должности, то отобрал покрывало и вместе с жезлом отправил в дар посвящённому им в сан католикосу Саргису. Согласно историку Киракосу Гандзакеци (XIII в.), 6 января, на Богоявление, жители города Ани дерзко напали на Диоскора, противника католикоса Петроса Гетадардза, и разорвали покрывало на его лице, «поскольку в то время католикосы носили покрывало, и с презрением изгнали его из города, а Петроса посадили на престол». Наличие покрывала настолько тесно связывалось с властью католикоса, что многие армянские авторы, рассказывая о передаче власти тому или иному католикосу, выражают это через передачу покрывала: «После кончины Исраела его покрывало перешло к Сааку Дзоропореци»; «после Петроса Гетадардза покрывало взял Хачик» и т.п. В настоящее время двухслойное покрывало католикоса употребляется лишь при его рукоположении и помазании, когда, как отмечается в каноне, оно набрасывается ему на голову. Только католикосу позволено на церковных церемониях держать выше головы одну из главных святынь Армянской Апостольской церкви – десницу Григория Просветителя. Согласно древней традиции, католикосы скрепляли печать и подписывали документы только красными чернилами. В настоящее время также обязательными атрибутами католикоса являются: архимандритский наперсный крест как знак права проповедовать и толковать Священное Писание; епископская панагия, которая означает, что католикос прошёл через степень епископа; нагрудный знак орла, который символизирует его власть; орлец, на котором католикос стоит при проведении торжественных обрядов и который постилается к его ногам, когда он садится. Албанскую церковь в Восточном Закавказье также с середины VI в. возглавляли иерархи с титулом «католикос» (см. в ст. Албания Кавказская). Первоначально церковь была автокефальной, но с VIII в. находилась в зависимости от Армянской Апостольской церкви. В 1815 г., с присоединением ряда персидских ханств Восточного Закавказья к России, Албанский католикосат Армянской Апостольской церкви был упразднён, и образованы Арцах-Шушинская и Шемаханская епархии в юрисдикции Армянской Апостольской церкви. В Сирийской яковитской церкви термин «католикос» использовался применительно к мафриану Востока, возглавлявшему церковные общины на территории Ирана и занимавшему в иерархии второе место после патриарха. В 1863 г. этот титул был упразднён; возрождён в 1912 г. для главы яковитов Индии. Впоследствии в связи с расколом среди индийских христиан-яковитов титул «католикос» стали носить как глава независимой Сирийской Маланкарской церкви (полный титул «католикос Востока, католикос Апостольского престола св. Фомы и митрополит Маланкарский»), так и глава Сирийской яковитской церкви Индии, признающий власть Антиохийского яковитского патриарха (с 2002 г. – «католикос Индии»; в 1958–1975 гг. раскол был временно преодолён). В Восточных католических церквах титул «католикос» официально использовался ещё в середине XX в., но отсутствует в «Кодексе канонов Восточных Церквей» (1990 г.).



 
PR-CY.ru