КРЕСТОВЫЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 10

Визит грузинского посла ко двору султана Салах-ад-Дина описал придворный историк Баха ад-Дин ибн Шаддад (1145–1234 гг.), не назвав имени посла. По мнению академика Ш.Я. Амиранашвили, им был поэт Шота Руставели, но в источниках эти сведения исследователям найти не удалось. Тем не менее, имя Шота Руставели тесно связано с Крестовым монастырём и Палестиной. Местные предания, записанные в XVII–XVIII вв. грузинскими паломниками (епископом Тимофеем (Габашвили) и др.), свидетельствуют, что Шота Руставели в конце жизни принял постриг и переехал в Крестовый монастырь, в котором при его участии были возобновлены росписи (здесь же он скончался и был погребён). Исторические письменные сведения об этом отсутствуют, однако в росписи кафоликона Крестового монастыря у подножия фигур святых Иоанна Дамаскина и Максима Исповедника сохранился портрет Шота Руставели, который исследователи датируют XIII в. По мнению Платона Игнатьевича Иоселиани, Шота Руставели скончался в Иерусалиме в 1215 г.; Захарий Игнатович Чичинадзе считал, что Шота Руставели был изгнан из Грузии царицей Тамарой из-за написанного им сочинения «Витязь в тигровой шкуре» и скончался в Иерусалиме. В библиотеке Крестового монастыря находится «Поминальная книга», в которой под 1245 (или 1250) г. упоминается имя хранителя казны (мечурчлетухуцеси) Шоты, записанное прибывшим в Иерусалим епископом Алавердским Антонием. В 1920 гг. новую концепцию биографии Шота Руставели представил Павел Иессеевич Ингороква, который считал, что фреска с портретом Шота Руставели была написана до 1245–1250 гг., и что сведения о пребывании, смерти и погребении Шота Руставели в Иерусалиме недостоверны; Шота Руставели не был послом, а, напротив, сам отправил в Иерусалим епископа Антония, и тот вместе с Цотне Дадиани и Григорием Драндели (епископом Драндским) восстановил Крестовый монастырь в 1247–1250 гг. Осенью 1960 г. в Крестовом монастыре находились академик Акакий Гаврилович Шанидзе, Аслан Абашидзе и Георгий Церетели. А.Г. Шанидзе писал, что, по его мнению, Шота Руставели «оказал какую-то помощь монастырю. Весьма вероятно, что Шота Руставели и есть тот самый министр финансов (мечурчлетухуцеси) Шота, поминать которого полагалось в один из понедельников, согласно записи, сделанной его почерком в XII–XIII вв. в рукописи Крестового монастыря… Что же касается народной молвы, будто поэт под конец своей жизни ездил в Иерусалим и даже был там похоронен, то для суждения об этом у нас нет пока никаких точных данных». Часть исследователей признала портрет Шота Руставели сделанным во второй половине XIII в. или, как заключил Иван Иулович Сургуладзе на основе одеяния поэта, до XIV в. По мнению Э.М. Мамиствалишвили, Шота Руставели был запечатлён на фреске в благодарность за оказанную помощь грузинским монастырям Палестины и Египта. В западных источниках сохранились сведения о погребении царицы Тамары в Иерусалиме. Так, французский рыцарь Ги де Буа в письме архиепископу Амадею де Трамеле сообщал, что царица Тамара при жизни намеревалась посетить Иерусалим, но ей это не удалось, поэтому её сын царь Георгий IV Лаша перевёз тело царицы для погребения в Святой город.

 



 
PR-CY.ru