КРЕСТОВЫЙ МОНАСТЫРЬ

КРЕСТОВЫЙ МОНАСТЫРЬ, Святого Креста мужской монастырь находится в Иерусалиме, с середины 1780 гг. принадлежит Константинопольской православной церкви; один из крупнейших средневековых центров Грузинской православной церкви (ГПЦ). Расположен в небольшой долине Святого Креста, недалеко от современных зданий парламента Израиля (Кнессета) и Музея Израиля. Предания связывают место основания Крестового монастыря с произраставшим здесь Живоносным Древом. Бог, явившийся праведному Аврааму (XXI–XX вв. до н.э.) в виде трёх ангелов, оставил ему три своих посоха. После уничтожения Содома праведный Авраам передал посохи своему племяннику Лоту, с тем чтобы тот посадил их близ Иерусалима и поливал водой из реки Иордан. Праведный Авраам сказал, что если посохи прорастут, грех Лота и его дочерей (см. в ст. Лот) будет искуплён. Посохи выросли в триединое Древо – пинию, кипарис и кедр. Во времена еврейского царя Соломона (X в. до н.э.) Древо было спилено для постройки иерусалимского храма, но оказалось непригодным: выструганные из него балки не подошли и были выброшены как проклятые (по другой версии, использовались как скамьи возле храма). Впоследствии из них был сделан Крест Господень. По сведениям пилигрима Эрнуля (XII в.), Живоносное Древо произрастало на месте, где был похоронен праотец Адам. По свидетельству Корнелия де Бруина, оно представляло собой кипарис или оливковое дерево. В сочинении епископа Маюмского Иоанна Руфа (V в.) содержится наиболее раннее упоминание о Кресте в связи с грузинской общиной Крестового монастыря на Святой земле: епископ Маюмский Пётр Ивер (грузин по происхождению) привёз в Иерусалим части Святого Креста, которые он приобрёл в Константинополе у иерусалимских старцев. Побывавший в Иерусалиме в 1102 г. английский паломник Зевульф писал, что Крестовый монастырь был построен на «том месте, где был изготовлен Святой Крест». Со слов русского паломника игумена Даниила, путешествовавшего по Палестине в 1106–1107 гг., «на этом месте были вырезаны ступени распятия Христа, на которых распяли ноги Христа». Факт, что алтарь кафоликона Крестового монастыря был выстроен на месте произрастания дерева, подтверждают археологические раскопки. По мнению Эльдара Михайловича Мамиствалишвили, предание о связи Лота с Крестовым монастырём было сформировано в период завоевания Палестины мусульманами и ослабления Крестового монастыря, оно не упоминается в источниках до XII в. Возобновление и восстановление былого значения обители требовало нового теоретического обоснования, и таким образом, историческое предание об основании монастыря, связанное с Крестом Господним, было обогащено историей о Лоте, значимой для изменившегося в этническом и религиозном плане палестинского населения. Предание создавалось в течение долгого времени среди грузинского и негрузинского населения Иерусалима, затем было признано повсеместно. Паломникам уже в XII в. показывали место, где выросло посаженное Лотом Древо, и где «до сих пор под святой трапезой» Крестового монастыря видна его отрезанная часть.

 



 
PR-CY.ru